Учебный план адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2 – первое отделение)

Принят на заседании
Педагогического совета
МОУ «Средняя школа № 46»
«23» мая 2024 г. Протокол № 12

Утвержден
Директор МОУ «Средняя школа № 46»
_______________ А.В. Кормакова
«23» мая 2024 г. приказ № ____

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
адаптированной основной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся
с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2 – первое отделение)
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Петрозаводского городского округа
"Средняя общеобразовательная школа № 46"
на 2024-2025 учебный год
Учебный план для учащихся 1-4 классов, обучающихся по адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
разработан в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом
Минобрнауки России от 06 октября 2009 года № 373 в ред. от 31 декабря 2015 года
№
1576);
федеральным
государственным
образовательным
стандартом
образования начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, утвержденного Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598, порядком организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 22 марта 2021 года № 115; письмом Департамента
государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки
Российской Федерации от 25 мая 2015 года № 08-761 «Об изучении предметных областей:
курса «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной
культуры России; методическими рекомендациями «О преподавании учебных предметов
регионального содержания в общеобразовательных организациях Республики Карелия в
2023/2024 учебном году», адаптированной основной образовательной программой
начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи МОУ
«Средняя школа № 46», Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа
№ 46», утвержденного Постановлением Главы Петрозаводского городского округа от
03.06.2015 № 2760), Лицензии серия 10Л01 № 0006996 от 13.02.2015 г., рег. № 2425,
выданной Министерством образования Республики Карелия, с учетом Санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28
(далее - СП 2.4.3648-20) и санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685- 21.

Учебный план предусматривает 4-летний нормативный срок освоения
образовательной программы для учащихся 1-4-х классов с ТНР, является нормативным
документом, определяющим структуру и содержание учебно-воспитательного процесса
Учебный план, реализующий адаптированную образовательную программу для детей
с ограниченными возможностями здоровья (для учащихся с тяжелыми нарушениями речи)
разработан с учетом особенностей учащихся с тяжелыми нарушениями речи и направлен
на решение следующих задач: сформировать основы функциональной грамотности,
основные умения и навыки учения и общения, дать обучающимся начальные
представления об отечественной и мировой культуре; скорректировать отставание в
развитии обучающихся, ликвидируя пробелы в знаниях и представлениях об окружающем
мире, характерные для этих учащихся, и преодолеть недостатки, возникшие в результате
нарушенного развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики,
пространственной ориентировки, регуляции поведения и др.
Учебный план рассчитан на 5-дневную учебную неделю.
Продолжительность учебного года:
- в 1 классах – 33 учебные недели;
- во 2-4 классах – 34 учебные недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года 30 календарных дней.
Учащимся первых классов в течение учебного года устанавливаются дополнительные
недельные каникулы в феврале месяце.
Обучение в первых классах осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
- использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре,
октябре - 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - 4 урока по 35 минут
каждый; январь-май - 4 урока по 40 минут каждый);
- обучение проводится без балльного оценивания знаний учащихся и домашних
заданий;
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую
смену.
Продолжительность урока во 2-4 классах – 40 минут. Между обязательной частью и
внеурочной деятельностью – динамическая пауза 40 минут.
Структура учебного плана представляет собой единство обязательной части, части,
формируемой участниками образовательных отношений и приложения «Внеурочная
деятельность».
Обязательная часть определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые реализуются в образовательной организации в полном
объёме и обеспечивают достижение целей начального образования.
1.Филология. Основные задачи реализации содержания предметной области формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных
умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. В
1 классе эта предметная область представлена учебным предметом «Обучение грамоте» в
объеме 5 часов в неделю (165 часов в год), во 2-4 классах – учебными предметами
«Русский язык» в объеме 4 часа в неделю (136 часов в год), и «Литературное чтение» во 23 классе в объеме 4 часа в неделю (136 часов в год), в 4 классе – 3 часа в неделю (102 часа
в год)

2. Математика и информатика. Основные задачи - развитие математической
речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение
первоначальных представлений о компьютерной грамотности. В 1 классе эта предметная
область представлена учебным предметом «Математика» в объеме 4 часов в неделю (132
часа в год), во 2-4 классах в объеме 4 часов в неделю (136 часов в год).
3. Обществознание и естествознание (Окружающий мир). Основные задачи формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России,
истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности,
целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование
модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для
обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Предмет
«Окружающий мир» изучается в 1-4 классах в объеме 2 часа в неделю (66 часов в год
–
1 класс и 68 часов в год – 2-4 классы).
4. Искусство. Основные задачи - развитие способностей к художественнообразному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и
музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Данная предметная область представлена учебными предметами:
«Изобразительная деятельность» и «Музыка» по 1 часу в неделю (33 часа в год
–1
класс и 34 часа в год – 2-4 классы). Программа ориентирована на развитие духовного
потенциала младшего школьника через формирование его музыкальной культуры и
творческой компетентности, позволяет поддерживать и развивать творческие
индивидуальные способности учащихся.
5. Технология. Основные задачи - формирование опыта как основы обучения и
познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического
решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других
учебных
предметов,
формирование
первоначального
опыта
практической
преобразовательной деятельности. Данная предметная область представлена учебным
предметом «Труд» в объеме 1 час в неделю (33 часа в год в 1 классе и 34 часа в год во
2-4 классах).
6. Физическая культура. Основные задачи - укрепление здоровья, содействие
гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному
обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической
культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков
здорового и безопасного образа жизни. На учебный предмет «Физическая культура» в
первом классе отводится 2 часа в неделю (66 часов в год в 1классе и 68 часов в год во 24 классах).
7. Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). Основные задачи
реализации содержания - воспитание способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской
этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и
современности России.
Выбор модуля в рамках учебного предмета ОРКСЭ осуществляется родителями
(законными представителями) обучающихся и фиксируется протоколами родительских
собраний и письменными заявлениями родителей. На основании произведённого выбора
формируются учебные группы вне зависимости от количества учащихся в каждой группе.
Возможно формирование учебных групп из обучающихся нескольких классов.
В 2024-2025 учебном году при проведении уроков по предмету «Основы
религиозных культур и светской этики» по выбору родителей (законных представителей)

учащимися изучаются следующие модули: «Основы светской этики», «Основы мировых
религиозных культур», «Основы православной культуры» в 4 классе в объеме 1 час в
неделю (34 часа в год).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.
В части, формируемой участниками образовательных отношений включены
следующие учебные предметы:
«Мир звуков» (предметная область «Филология») - в первом классе в объеме
2 часа в неделю (66 часов в год) и во втором классе 1 час в неделю (34 часа в год) с целью
формирования правильного восприятия и произношения звуков, усвоения звуковой
структуры слова, развития первоначального навыка звукового анализа, профилактики
дисграфии, дислексии и дизорфографии;
«Развитие речи» (предметная область «Филология») – в первом классе в объеме
1 час в неделю (33 часа в год). На занятиях ведется работа по развитию диалогической и
монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и
практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка.
«Русский язык» (предметная область «Филология») – изучается в 3-4 классах в
объеме 1 час в неделю (34 часа в год). В результате изучения предмета формируются
умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач, более точно выражать собственные мысли и т.п.
«Математика» (предметная область «Математика и информатика») - в первом
классе в объеме 1 час в неделю (33 часа в год) и в 2-4 классах 1 час в неделю (34 часа в
год) (для формирования у учащихся стойких вычислительных навыков, развития памяти,
внимания и логических операций: сравнения, классификации, умозаключения.
«Окружающий мир» - в первом классе в объеме 1 час в неделю (33 часа в год). В
процессе усвоения курса «Окружающий мир» для детей с тяжелыми нарушениями речи
решаются специальные коррекционные задачи: преодоление речевого недоразвития,
совершенствование познавательной функции речи, формирование навыков самоконтроля,
развитие речи обучающихся.
«Иностранный язык» изучается во 2-4 классах в объеме 2 часа в неделю (68 часов в
год) с целью формирования коммуникативной компетенции учащихся, способности
учащихся начальных классов общаться на английском языке.
Освоение образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией
учащихся.
Промежуточная аттестация учащихся 2-4 классов организуется в конце учебного
года. Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия
знаний учащихся требованиям Федерального государственного образовательного
стандарта, достижение планируемых результатов обучения, глубины и прочности
полученных знаний, их практическому применению.
Промежуточная аттестация учащихся 2-4 классов проводится в форме итоговых
контрольных работ по предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика»,
«Окружающий мир», «Английский язык», написанию комплексной метапредметной
работы на 32-34 учебной недели.
Коррекционно-развивающая
область
представлена
фронтальными
и
индивидуальными
коррекционно-развивающими
занятиями
(логопедические
и
психокоррекционные занятия), направленными на коррекцию дефекта и формирование
навыков адаптации личности в современных жизненных условиях:

«Произношение» - развитие психомоторных и сенсорных процессов, связанных с
произношением в объеме 2 часа в неделю в 1-м и 2-м классах - 66 часов и 68 в год
соответственно;
«Развитие речи» в объеме 2 часа в неделю в 1-2 классах (66 часов и 68 в год
соответственно) и в 3-4 классах в объеме 4 часа в неделю (136 часов в год);
Логопедические занятия «Логопедическая ритмика» в объеме 1 час в неделю в 1
классе (33 часа в год) и 1 час в неделю во 2-4 классах (34 часа в год).
Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа в объеме 2 часа в неделю в 1
классе (66 часов в год) и во 2-4 классах (68 часов в год)
Учебный план начального общего образования, реализующий адаптированную
образовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для
учащихся с тяжелыми нарушениями речи) обеспечен необходимыми кадрами, научнометодическим и материально-техническими условиями для его реализации. Он
соответствует целям и задачам образовательной деятельности образовательной
организации, учитывает запросы учащихся и их родителей, является основой для
составления индивидуальных планов учащихся
Недельная нагрузка на каждого обучающегося не превышает предельно допустимую.

Учебный план
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ФГОС)
МОУ «Средняя школа № 46»

на 2024-2025 учебный год
Предметные
Учебные предметы
области
Обязательная часть
Русский язык
Филология
Обучение грамоте
Литературное чтение
Математика
Математика
информатика
Обществознание
Окружающий мир
естествознание
Основы
Основы религиозных
религиозных
культур и светской
культур светской
этики.
этики
Изобразительная
деятельность
Искусство

Количество часов в неделю / в год
2Л
3Л
4К
4Л

Всего

4/136
4/136

4/136
4/136

4/136
3/102

4/136
3/102

16/544
14/476

4/136

4/136

4/136

4/136

16/544

2/68

2/68

2/68

2/68

8/272

-

-

1/34

1/34

2/68

1/34

1/34

1/34

1/34

4/136

Музыка

1/34

1/34

1/34

1/34

4/136

Технология

Труд

1/34

1/34

1/34

1/34

4/136

Физическая
культура

Физическая культура

2/68

2/68

2/68

2/68

8/272

19/646

19/646

19/646

19/646

76/2584

Итого
Часть учебного плана, формируемая
участниками образовательных
отношений
(при 5-дневной учебной неделе)
Мир звуков
Иностранный язык
(английский)
Филология
Русский язык
Развитие речи
Математика
Математика
информатика
Обществознание
Окружающий мир
естествознание
Итого
Предельно допустимая недельная

1/34

1/34

2/68

2/68

2/68

2/68

8/272

-

1/34
-

1/34
-

1/34
-

3/102
-

1/34

1/34

1/34

1/34

4/136

-

-

-

-

-

4/136

4/136

4/136

4/136

16/544

23/782

23/782

23/782

23/782

92/3128

нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Направления внеурочной деятельности
(исключая коррекционно-развивающую
область)
Детский фитнес

Коррекционноразвивающая
область

1/34

1/34

1/34

4/136

1/34

1/34

4/136

Волшебная палитра

1/34

1/34
1/34

Умники и умницы

1/34

1/34

1/34

1/34

4/136

Итого

3/102

3/102

3/102

3/102

12/408

Коррекционные курсы

Количество часов в неделю/в год

Произношение
Развитие речи

2Л
2/68
2/68

3Л
4/136

4К
4/136

4Л
4/136

2/68
16/476

Логопедическая ритмика

1/34

1/34

1/34

1/34

4/136

2/68

2/68

2/68

2/68

8/272

7/238

7/238

7/238

7/238

28/952

10/340

10/340

10/340

10/340

40/1360

Индивидуальная подгрупповая
логопедическая работа
Всего
(коррекционно-развивающая область)
Всего
(направления внеурочной деятельности)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Также на сайте установлено Программное обеспечение "Яндекс-метрика", которое фиксирует посещаемость сайта. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».