Принят на заседании Педагогического совета МОУ «Средняя школа № 46» «23» мая 2024 г. Протокол № 12 Утвержден Директор МОУ «Средняя школа № 46» _______________ А.В. Кормакова «23» мая 2024 г. приказ № ____ УЧЕБНЫЙ ПЛАН адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2 – первое отделение) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Петрозаводского городского округа "Средняя общеобразовательная школа № 46" на 2024-2025 учебный год Учебный план для учащихся 1-4 классов, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) разработан в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 года № 373 в ред. от 31 декабря 2015 года № 1576); федеральным государственным образовательным стандартом образования начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598, порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года № 115; письмом Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 года № 08-761 «Об изучении предметных областей: курса «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры России; методическими рекомендациями «О преподавании учебных предметов регионального содержания в общеобразовательных организациях Республики Карелия в 2023/2024 учебном году», адаптированной основной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи МОУ «Средняя школа № 46», Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 46», утвержденного Постановлением Главы Петрозаводского городского округа от 03.06.2015 № 2760), Лицензии серия 10Л01 № 0006996 от 13.02.2015 г., рег. № 2425, выданной Министерством образования Республики Карелия, с учетом Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20) и санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685- 21. Учебный план предусматривает 4-летний нормативный срок освоения образовательной программы для учащихся 1-4-х классов с ТНР, является нормативным документом, определяющим структуру и содержание учебно-воспитательного процесса Учебный план, реализующий адаптированную образовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для учащихся с тяжелыми нарушениями речи) разработан с учетом особенностей учащихся с тяжелыми нарушениями речи и направлен на решение следующих задач: сформировать основы функциональной грамотности, основные умения и навыки учения и общения, дать обучающимся начальные представления об отечественной и мировой культуре; скорректировать отставание в развитии обучающихся, ликвидируя пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, характерные для этих учащихся, и преодолеть недостатки, возникшие в результате нарушенного развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки, регуляции поведения и др. Учебный план рассчитан на 5-дневную учебную неделю. Продолжительность учебного года: - в 1 классах – 33 учебные недели; - во 2-4 классах – 34 учебные недели. Продолжительность каникул в течение учебного года 30 календарных дней. Учащимся первых классов в течение учебного года устанавливаются дополнительные недельные каникулы в феврале месяце. Обучение в первых классах осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: - использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - 4 урока по 35 минут каждый; январь-май - 4 урока по 40 минут каждый); - обучение проводится без балльного оценивания знаний учащихся и домашних заданий; - учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену. Продолжительность урока во 2-4 классах – 40 минут. Между обязательной частью и внеурочной деятельностью – динамическая пауза 40 минут. Структура учебного плана представляет собой единство обязательной части, части, формируемой участниками образовательных отношений и приложения «Внеурочная деятельность». Обязательная часть определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые реализуются в образовательной организации в полном объёме и обеспечивают достижение целей начального образования. 1.Филология. Основные задачи реализации содержания предметной области формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. В 1 классе эта предметная область представлена учебным предметом «Обучение грамоте» в объеме 5 часов в неделю (165 часов в год), во 2-4 классах – учебными предметами «Русский язык» в объеме 4 часа в неделю (136 часов в год), и «Литературное чтение» во 23 классе в объеме 4 часа в неделю (136 часов в год), в 4 классе – 3 часа в неделю (102 часа в год) 2. Математика и информатика. Основные задачи - развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. В 1 классе эта предметная область представлена учебным предметом «Математика» в объеме 4 часов в неделю (132 часа в год), во 2-4 классах в объеме 4 часов в неделю (136 часов в год). 3. Обществознание и естествознание (Окружающий мир). Основные задачи формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Предмет «Окружающий мир» изучается в 1-4 классах в объеме 2 часа в неделю (66 часов в год – 1 класс и 68 часов в год – 2-4 классы). 4. Искусство. Основные задачи - развитие способностей к художественнообразному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Данная предметная область представлена учебными предметами: «Изобразительная деятельность» и «Музыка» по 1 часу в неделю (33 часа в год –1 класс и 34 часа в год – 2-4 классы). Программа ориентирована на развитие духовного потенциала младшего школьника через формирование его музыкальной культуры и творческой компетентности, позволяет поддерживать и развивать творческие индивидуальные способности учащихся. 5. Технология. Основные задачи - формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности. Данная предметная область представлена учебным предметом «Труд» в объеме 1 час в неделю (33 часа в год в 1 классе и 34 часа в год во 2-4 классах). 6. Физическая культура. Основные задачи - укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. На учебный предмет «Физическая культура» в первом классе отводится 2 часа в неделю (66 часов в год в 1классе и 68 часов в год во 24 классах). 7. Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). Основные задачи реализации содержания - воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Выбор модуля в рамках учебного предмета ОРКСЭ осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся и фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей. На основании произведённого выбора формируются учебные группы вне зависимости от количества учащихся в каждой группе. Возможно формирование учебных групп из обучающихся нескольких классов. В 2024-2025 учебном году при проведении уроков по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» по выбору родителей (законных представителей) учащимися изучаются следующие модули: «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры» в 4 классе в объеме 1 час в неделю (34 часа в год). Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. В части, формируемой участниками образовательных отношений включены следующие учебные предметы: «Мир звуков» (предметная область «Филология») - в первом классе в объеме 2 часа в неделю (66 часов в год) и во втором классе 1 час в неделю (34 часа в год) с целью формирования правильного восприятия и произношения звуков, усвоения звуковой структуры слова, развития первоначального навыка звукового анализа, профилактики дисграфии, дислексии и дизорфографии; «Развитие речи» (предметная область «Филология») – в первом классе в объеме 1 час в неделю (33 часа в год). На занятиях ведется работа по развитию диалогической и монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. «Русский язык» (предметная область «Филология») – изучается в 3-4 классах в объеме 1 час в неделю (34 часа в год). В результате изучения предмета формируются умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач, более точно выражать собственные мысли и т.п. «Математика» (предметная область «Математика и информатика») - в первом классе в объеме 1 час в неделю (33 часа в год) и в 2-4 классах 1 час в неделю (34 часа в год) (для формирования у учащихся стойких вычислительных навыков, развития памяти, внимания и логических операций: сравнения, классификации, умозаключения. «Окружающий мир» - в первом классе в объеме 1 час в неделю (33 часа в год). В процессе усвоения курса «Окружающий мир» для детей с тяжелыми нарушениями речи решаются специальные коррекционные задачи: преодоление речевого недоразвития, совершенствование познавательной функции речи, формирование навыков самоконтроля, развитие речи обучающихся. «Иностранный язык» изучается во 2-4 классах в объеме 2 часа в неделю (68 часов в год) с целью формирования коммуникативной компетенции учащихся, способности учащихся начальных классов общаться на английском языке. Освоение образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией учащихся. Промежуточная аттестация учащихся 2-4 классов организуется в конце учебного года. Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия знаний учащихся требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, достижение планируемых результатов обучения, глубины и прочности полученных знаний, их практическому применению. Промежуточная аттестация учащихся 2-4 классов проводится в форме итоговых контрольных работ по предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Английский язык», написанию комплексной метапредметной работы на 32-34 учебной недели. Коррекционно-развивающая область представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедические и психокоррекционные занятия), направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях: «Произношение» - развитие психомоторных и сенсорных процессов, связанных с произношением в объеме 2 часа в неделю в 1-м и 2-м классах - 66 часов и 68 в год соответственно; «Развитие речи» в объеме 2 часа в неделю в 1-2 классах (66 часов и 68 в год соответственно) и в 3-4 классах в объеме 4 часа в неделю (136 часов в год); Логопедические занятия «Логопедическая ритмика» в объеме 1 час в неделю в 1 классе (33 часа в год) и 1 час в неделю во 2-4 классах (34 часа в год). Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа в объеме 2 часа в неделю в 1 классе (66 часов в год) и во 2-4 классах (68 часов в год) Учебный план начального общего образования, реализующий адаптированную образовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для учащихся с тяжелыми нарушениями речи) обеспечен необходимыми кадрами, научнометодическим и материально-техническими условиями для его реализации. Он соответствует целям и задачам образовательной деятельности образовательной организации, учитывает запросы учащихся и их родителей, является основой для составления индивидуальных планов учащихся Недельная нагрузка на каждого обучающегося не превышает предельно допустимую. Учебный план адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ФГОС) МОУ «Средняя школа № 46» на 2024-2025 учебный год Предметные Учебные предметы области Обязательная часть Русский язык Филология Обучение грамоте Литературное чтение Математика Математика информатика Обществознание Окружающий мир естествознание Основы Основы религиозных религиозных культур и светской культур светской этики. этики Изобразительная деятельность Искусство Количество часов в неделю / в год 2Л 3Л 4К 4Л Всего 4/136 4/136 4/136 4/136 4/136 3/102 4/136 3/102 16/544 14/476 4/136 4/136 4/136 4/136 16/544 2/68 2/68 2/68 2/68 8/272 - - 1/34 1/34 2/68 1/34 1/34 1/34 1/34 4/136 Музыка 1/34 1/34 1/34 1/34 4/136 Технология Труд 1/34 1/34 1/34 1/34 4/136 Физическая культура Физическая культура 2/68 2/68 2/68 2/68 8/272 19/646 19/646 19/646 19/646 76/2584 Итого Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений (при 5-дневной учебной неделе) Мир звуков Иностранный язык (английский) Филология Русский язык Развитие речи Математика Математика информатика Обществознание Окружающий мир естествознание Итого Предельно допустимая недельная 1/34 1/34 2/68 2/68 2/68 2/68 8/272 - 1/34 - 1/34 - 1/34 - 3/102 - 1/34 1/34 1/34 1/34 4/136 - - - - - 4/136 4/136 4/136 4/136 16/544 23/782 23/782 23/782 23/782 92/3128 нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Направления внеурочной деятельности (исключая коррекционно-развивающую область) Детский фитнес Коррекционноразвивающая область 1/34 1/34 1/34 4/136 1/34 1/34 4/136 Волшебная палитра 1/34 1/34 1/34 Умники и умницы 1/34 1/34 1/34 1/34 4/136 Итого 3/102 3/102 3/102 3/102 12/408 Коррекционные курсы Количество часов в неделю/в год Произношение Развитие речи 2Л 2/68 2/68 3Л 4/136 4К 4/136 4Л 4/136 2/68 16/476 Логопедическая ритмика 1/34 1/34 1/34 1/34 4/136 2/68 2/68 2/68 2/68 8/272 7/238 7/238 7/238 7/238 28/952 10/340 10/340 10/340 10/340 40/1360 Индивидуальная подгрупповая логопедическая работа Всего (коррекционно-развивающая область) Всего (направления внеурочной деятельности)