МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и спорта Республики Карелия Администрация Петрозаводского городского округа МОУ "Средняя школа № 46" УТВЕРЖДЕНО Директор А.В. Кормакова Приказ №331 от "30" мая 2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1335673) учебного предмета «Основы информатики» для 5-6 классов основного общего образования на 2022 - 2023 учебный год Составитель: А.П. Пеккоева, В.С. Ильина, Т.А. Макарова, учителя информатики Петрозаводск 2021 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерная рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Основы информатики» в 5–6 классах; устанавливает рекомендуемое предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам курса, определяет распределение его по классам (годам изучения); даёт примерное распределение учебных часов по тематическим разделам курса и рекомендуемую (примерную) последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся Примерная рабочая программа определяет количественные и качественные характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации) Программа является основой для составления авторских учебных программ и учебников, поурочного планирования курса учителем. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ» Изучение основ информатики в 5–6 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, обеспечивая: — формирование ряда метапредметных понятий, в том числе понятий «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др , как необходимого условия для успешного продолжения учебнопознавательной деятельности и основы научного мировоззрения; — формирование алгоритмического стиля мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном высокотехнологичном обществе; — формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты; — формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций цифровой экономики, таких, как базовое программирование, основы работы с данными, коммуникация в современных цифровых средах, информационная безопасность; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ». Учебный предмет «Основы информатики» в основном общем образовании отражает: Учебный предмет «Основы информатики» в основном общем образовании отражает: — сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах; — основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу; — междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении основ информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т.е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения. Учебный предмет «Основы информатики» в основном общем образовании интегрирует в себе: — цифровую грамотность, приоритетно формируемую на ранних этапах обучения, как в рамках отдельного предмета, так и в процессе информационной деятельности при освоении всех без исключения учебных предметов; — теоретические основы компьютерных наук, включая основы теоретической информатики и практического программирования, изложение которых осуществляется в соответствии с принципом дидактической спирали: вначале (в младших классах) осуществляется общее знакомство обучающихся с предметом изучения, предполагающее учёт имеющегося у них опыта; затем последующее развитие и обогащение предмета изучения, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах; — информационные технологии как необходимый инструмент практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации Основные задачи учебного предмета «Основы информатики» — сформировать у обучающихся: — понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации современного общества; — знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью информационных технологий; умения и навыки формализованного описания поставленных задач; — базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом моделировании; — знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям; — умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня; — умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью практических задач; владение базовыми нормами информационной этики и права, основами информационной безопасности; — умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности. Цели и задачи изучения основ информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырёх тематических разделов: — цифровая грамотность; — теоретические основы информатики; — алгоритмы и программирование; — информационные технологии. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. Обязательная часть учебного плана примерной основной образовательной программы основного общего образования не предусматривает обязательное изучение курса основы информатики в 5–6 классах Время на данный курс образовательная организация может выделить за счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений Программа по Основам информатики для 5–6 классов составлена из расчёта общей учебной нагрузки 68 часов за 2 года обучения: 1 час в неделю в 5 классе и 1 час в неделю в 6 классе. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 класс ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ. Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными устройствами и другими элементами цифрового окружения. Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Мобильные устройства. Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода. Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Прикладные программы (приложения), системное программное обеспечение (операционные системы). Запуск и завершение работы программы (приложения). Имя файла (папки, каталога). Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации на веб-странице. Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета. Правила безопасного поведения в Интернете. Процесс аутентификации. Виды аутентификации (аутентификация по паролям, аутентификация с помощью SMS, биометрическая аутентификация, аутентификация через географическое местоположение, многофакторная аутентификация). Пароли для аккаунтов в социальных сетях. Кибербуллинг. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ. Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Роль зрения в получении человеком информации. Компьютерное зрение. Действия с информацией. Кодирование информации. Данные — записанная (зафиксированная) информация, которая может быть обработана автоматизированной системой. Искусственный интеллект и его роль в жизни человека. Алгоритмизация и основы программирования. Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные алгоритмы. Циклические алгоритмы. Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование графических примитивов. Операции с фрагментами изображения: выделение, копирование, поворот, отражение Текстовый редактор. Правила набора текста. Текстовый процессор. Редактирование текста. Проверка правописания. Расстановка переносов. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Компьютерные презентации. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с несколькими слайдами. 6 класс ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ. Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры. Иерархическая файловая система. Файлы и папки (каталоги). Путь к файлу (папке, каталогу). Полное имя файла (папки, каталога). Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Поиск файлов средствами операционной системы. Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов. Встроенные антивирусные средства операционных систем. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ. Информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача информации (данных). Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному. Информационный объём данных. Бит — минимальная единица количества информации — двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм). АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ. Среда текстового программирования. Управление исполнителем (например, исполнителем Черепаха). Циклические алгоритмы. Переменные. Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур). Процедуры с параметрами. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы. Текстовый процессор. Структурирование информации с помощью списков. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы. Создание компьютерных презентаций. Интерактивные элементы. Гиперссылки. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение Основ информатики в 5–6 классах направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета. Патриотическое воспитание: — ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества Духовно-нравственное воспитание: — ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет; Гражданское воспитание: — представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; Ценности научного познания: — наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики; интерес к обучению и познанию; любознательность; стремление к самообразованию; — овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; — наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Формирование культуры здоровья: — установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ Трудовое воспитание: — интерес к практическому изучению профессий в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанных на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса Экологическое воспитание: — наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды: — освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения образовательной программы по Основам информатики отражают овладение универсальными учебными действиями — познавательными, коммуникативными, регулятивными. Универсальные познавательные действия Базовые логические действия: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев) Базовые исследовательские действия: формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями; оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; запоминать и систематизировать информацию. Универсальные коммуникативные действия Общение: сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта; принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Универсальные регулятивные действия Самоорганизация: выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения; составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте. Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. Принятие себя и других: осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 5 класс — соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и другими элементами цифрового окружения; иметь представление о правилах безопасного поведения в Интернете; — называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств, объяснять их назначение; — понимать содержание понятий «программное обеспечение», — «операционная система», «файл»; — искать информацию в Интернете (в том числе по ключевым словам, по изображению); критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации; — запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу; — пояснять на примерах смысл понятий «алгоритм», «исполнитель», «программа управления исполнителем», «искусственный интеллект»; — составлять программы для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования с использованием последовательного выполнения операций и циклов; — создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые документы; знать правила набора текстов; использовать автоматическую проверку правописания; устанавливать свойства отдельных символов, слов и абзацев; иллюстрировать документы с помощью изображений; — создавать и редактировать растровые изображения; использовать инструменты графического редактора для выполнения операций с фрагментами изображения; — создавать компьютерные презентации, включающие текстовую и графическую информацию. 6 класс — ориентироваться в иерархической структуре файловой системы: записывать полное имя файла или папки (каталога), путь к файлу или папке (каталогу); — работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического интерфейса: создавать, копировать, перемещать, переименовывать и удалять файлы и папки (каталоги), выполнять поиск файлов; — защищать информацию, в том числе персональные данные, от вредоносного программного обеспечения с использованием встроенных в операционную систему или распространяемых отдельно средств защиты; — пояснять на примерах смысл понятий «информационный процесс», «обработка информации», «хранение информации», «передача информации»; — иметь представление об основных единицах измерения информационного объёма данных; — сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов; — разбивать задачи на подзадачи; — составлять программы для управления исполнителем в среде текстового программирования, в том числе с использованием циклов и вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами; — объяснять различие между растровой и векторной графикой; — создавать простые векторные рисунки и использовать их для иллюстрации создаваемых документов; — создавать и редактировать текстовые документы, содержащие списки, таблицы; — создавать интерактивные компьютерные презентации, в том числе с элементами анимации ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс (34 часа) 1 час в неделю, всего – 34 часа, 2 часа – резервное время № Наименование разделов и п/п тем программы Дата Количество часов Виды деятельности изучения всего контрольные работы практические работы Виды, Электронные формы контроля (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Цифровая грамотность (7 часов) 1.1. Тема 1 Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе (2 часа) 2 0 0 Приводить примеры ситуаций правильного и неправильного поведения в компьютерном классе, соблюдения и несоблюдения гигиенических требований при работе с компьютерами Называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств, объяснять их назначение Объяснять работу устройств компьютера с точки зрения организации процедур ввода и вывода информации Устный http://schoolопрос; collection.edu.ru/catalo Письменный g/ контроль; Контрольная работа; 1.2. Тема 2.Программы для компьютеров. Файлы и папки (3 часа) 4 1 2 Объяснять содержание понятий «программное обеспечение», «операционная система», «файл» Определять программные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач Устный http://schoolопрос; collection.edu.ru/catalo Письменный g/ контроль; Контрольная работа; Практическая работа; Тема 3 Сеть Интернет Правила безопасного поведения в Интернете (2 часа) 2 Раскрывать смысл изучаемых понятий Осуществлять поиск информации по ключевым словам и по изображению Обсуждать способы проверки достоверности информации, полученной из Интернета Обсуждать ситуации, связанные с безопасным поведением в Интернете Различать виды аутентификации Устный http://schoolопрос; collection.edu.ru/catalo Письменный g/ контроль; Практическая работа; 1.3. 0 1 Различать «слабые» и «сильные» пароли Анализировать возможные причины кибербуллинга и предлагать способы, как его избежать Итого по разделу 7 Раздел 2. Теоретические основы информатики (3 часа). 2.1. Тема 4 Информация в жизни человека (3 часа) 3 1 0 Раскрывать смысл изучаемых понятий Различать виды информации по способам её восприятия человеком Осуществлять кодирование и декодирование информации предложенным способом Приводить примеры применения искусственного интеллекта (робототехника, беспилотные автомобили, интеллектуальные игры, голосовые помощники и пр ) Устный опрос; Письменный контроль; Тестирование; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ Итого по разделу 3 Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования (10 часов) 3.1. Тема 5 Алгоритмы и исполнители (2 часа) 2 1 0 Раскрывать смысл изучаемых понятий Приводить примеры неформальных и формальных исполнителей в окружающем мире Приводить примеры циклических действий в окружающем мире Устный опрос; Практическая работа; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ 3.2. Тема 6 Работа в среде программирования (8 часов) 8 1 3 Раскрывать смысл изучаемых понятий Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ Итого по разделу 10 Раздел 4. Информационные технологии (12 часов) 4.1. Тема 7 Графический редактор (3 часа) 3 0 2 Раскрывать смысл изучаемых понятий Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач Планировать последовательность действий при создании и редактировании растрового изображения 4.2. Тема 8 Текстовый редактор (6 часов) 6 0 4 Раскрывать смысл изучаемых понятий Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач Анализировать преимущества создания текстовых документов на компьютере по сравнению с рукописным способом 4.3. Тема 9 Компьютерная презентация (3 часа) 3 0 1 Раскрывать смысл изучаемых понятий Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач 4 13 Итого по разделу: 12 Резервное время 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 6 класс (34 часа) 1 час в неделю, всего – 34 часа, 2 часа – резервное время № Наименование разделов и п/п тем программы Дата Количество часов Виды деятельности изучения всего контрольные работы практические работы Виды, Электронные формы контроля (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Цифровая грамотность (4 часа) 1.1. Тема 1 Компьютер (1 час) 1 0 0 Раскрывать смысл изучаемых понятий Характеризовать типы персональных компьютеров 1.2. Тема 2.Файловая система (2 часа) 2 0 2 Раскрывать смысл изучаемых понятий Выполнять основные операции с файлами и папками Находить папку с нужным файлом по заданному пути 1.3. Тема 3 Защита от вредоносных 1 программ (1 час) 1 0 Раскрывать смысл изучаемых понятий Осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ Итого по разделу Устный http://schoolопрос; collection.edu.ru/cata Письменный log/ контроль; Контрольная работа; Устный http://schoolопрос; Письменный контроль; collection.edu.ru/catalo Контрольная g/ работа; Практическая работа; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; http://schoolcollection.edu.ru/cata log/ 4 Раздел 2. Теоретические основы информатики (6 часов). 2.1. 2.2. Тема 4 Информация и информационные процессы (2 часа) Тема 5 Двоичный код (2 часа) 2 2 0 0 1 0 Раскрывать смысл изучаемых понятий Приводить примеры информационных процессов в окружающем мире Выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи Осуществлять обработку информации по заданному алгоритму Разрабатывать алгоритм преобразования информации Раскрывать смысл изучаемых понятий Подсчитывать количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите Устный http://school- опрос; Письменный контроль; collection.edu.ru/catalog/ Тестирование; 2.3. Тема 6 Единицы измерения информации (2 часа) 2 Итого по разделу 6 1 0 Раскрывать смысл изучаемых понятий Применять в учебных и практических задачах соотношения между единицами измерения информации Сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования (12 часов) 3.1. 3.2. Тема 3. Основные 8 алгоритмические конструкции (8 часов) 0 Тема 4. Вспомогательные алгоритмы (4 часа) 4 0 Итого по разделу 12 3 Раскрывать смысл изучаемых понятий. Выявлять общие черты и различия в средах блочного и текстового программирования . Анализировать готовые алгоритмы управления исполнителем, исправлять в них ошибки. Применять алгоритмические конструкции «следование» и «цикл». 2 Раскрывать смысл изучаемых понятий. Осуществлять разбиение задачи на подзадачи . Анализировать работу готовых вспомогательных алгоритмов (процедур). Самостоятельно создавать вспомогательные алгоритмы (процедуры) для решения поставленных задач Устный опрос; Практическая работа; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ Раздел 4. Информационные технологии (10 часов) 4.1. Тема 5. Векторная графика (3 часа) 3 0 3 Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. Планировать последовательность действий при создании векторного изображения. Сравнивать растровые и векторные изображения (цветопередача, возможности масштабирования, размер файлов, сфера применения). 4.2. Тема 6. Текстовый процессор (4 часа) 4 0 3 Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ 4.3. Тема 7. Создание 3 интерактивных компьютерных презентаций (3 часа) Итого по разделу 0 2 Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. Планировать структуру презентации с гиперссылками. Планировать структуру презентации с интерактивными элементами. 10 Резервное время 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 Раскрывать смысл изучаемых понятий. 2 16 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; http://schoolcollection.edu.ru/catalog/ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Тема урока Количество часов всего контрольные практические работы работы Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными устройствами и другими элементами цифрового окружения. Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Мобильные устройства. Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств. Программы для компьютеров. Пользователи и программисты Прикладные программы, системное программное обеспечение 1 0 0 1 0 0 1 0 1 1 0 1 Имя файла (папки, 1 каталога) Сеть Интернет. Поиск 1 информации на вебстранице. Правила безопасного поведения в Интернете Процесс аутентификации 1 1 0 0 1 0 0 Информация в жизни 1 человека Кодирование 1 информации Искусственный интеллект 1 и его роль в жизни человека Понятие алгоритма 1 Исполнители алгоритмов Формы записи 1 алгоритмов Типы алгоритмов 1 0 0 0 0 1 0 0 0 1 0 0 0 Знакомство со средой программирования 0 0 1 Дата Виды, формы изучения контроля Линейный алгоритм. 1 Реализация линейного алгоритма в среде программирования. Программирование 1 линейных алгоритмов Циклический алгоритм. 1 Виды циклического алгоритма. Циклический алгоритм с 1 параметром повторения. Реализация циклического алгоритма в среде программирования. Циклический алгоритм с 1 условием. Реализация циклического алгоритма с условием в среде программирования. Программирование 1 циклических алгоритмов Графический редактор 1 0 1 0 0 0 0 0 1 0 1 1 0 0 1 0 1 0 1 0 0 25. Растровые рисунки 1 Пиксель Использование графических примитивов Операции с фрагментами 1 изображения Текстовый редактор 1 Правила набора текста Текстовый процессор 1 0 0 26. Редактирование текста 1 0 1 27. Форматирование текста 1 0 1 28. Работа с абзацем 1 0 1 29. 1 0 1 1 0 0 1 0 0 1 0 1 33. Вставка изображений в текстовые документы Компьютерные презентации Работа с объектами на слайде Работа с несколькими слайдами Повторение 1 0 0 34. Итоговое тестирование 1 1 0 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 30. 31. 32. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 5 6 класс № п/п Тема урока Количество часов всего контрольные практические работы работы 1. Типы компьютеров 1 0 0 2. Иерархическая файловая 1 система Работа с файлами и 1 каталогами средствами операционной системы Компьютерные вирусы и 1 другие вредоносные программы Информационные 1 процессы Пр.р. Преобразование 1 информации, представленной в форме таблиц и диаграмм, в текст Представление данных в 1 компьютере Решение задач по теме 1 “Двоичное кодирование” Информационный объём 1 данных Характерные размеры 1 файлов различных типов Среда текстового 1 программирования. Структура программы. Компиляция и отладка программы. Исполнитель. Управление 1 исполнителем. Циклы с параметром. 1 Програмирование циклических алгоритмов. Циклы с условием. 1 Программирование циклических алгоритмов. Переменные. 1 0 1 0 1 1 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Разработка программ в 1 среде программирования с использованием циклов Разработка программ в 1 среде программирования, реализующих простые вычислительные алгоритмы Разработка диалоговых 1 текстовых программ в среде программирования 0 1 0 1 0 1 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Дата Виды, формы изучения контроля 19. Вспомогательные алгоритмы Процедуры с параметрами Пр.р. Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования с использованием вспомогательных алгоритмов (процедур) Пр.р. Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования, в том числе с использованием вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами Векторная графика 1 0 0 1 0 0 1 0 1 1 0 1 1 0 1 Создание векторных 1 рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений) Добавление векторных 1 рисунков в документы Текстовый процессор 1 0 1 0 1 0 0 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 0 31. Структурирование информации с помощью списков Добавление таблиц в текстовые документы Пр.р. Создание одностраничного документа Создание компьютерных презентаций Интерактивные элементы 1 0 1 32. Гиперссылки 1 0 1 33. Повторение 1 0 0 34. Итоговое тестирование 1 1 0 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: учебник для 5 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс». Босова Л. Л., Босова А. Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс». Материалы авторской мастерской Л. Л. Босовой (metodist.lbz.ru/). Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская «Занимательные задачи по информатике» ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: учебник для 5 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс». Босова Л. Л., Босова А. Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс». Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская «Занимательные задачи по информатике» ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://school-collection.edu.ru/catalog/ Материалы авторской мастерской Л. Л. Босовой (metodist.lbz.ru/). МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ