Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Общие положения
2. Целевой раздел адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего
образования обучающихся с задержкой психического
развития (вариант 7.2)
2.1.Пояснительная записка
2.2.Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой
психического развития адаптированной основной общеобразовательной
программы основного общего образования
2.3. Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического
развития планируемых результатов освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего образования
3.Содержательный раздел адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
3.1. Программы учебных предметов, курсов
3.2. Программа коррекционной работы
4.Организационный раздел адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
4.1.Учебный план
4.2.Система психолого-педагогических условий реализации адаптированной
основной общеобразовательной программы основного общего образования

1.Общие положения
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – АООП ООО
обучающихся с ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной
категории

обучающихся

с

учетом

особенностей

их

психофизического

развития,

индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
АООП ООО разрабатывается и утверждается организацией в соответствии с ФГОС
ООО обучающихся с ОВЗ и с учетом ПрАООП ООО обучающихся с ЗПР.
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего
образования обучающихся с ЗПР (далее – ПрАООП ООО обучающихся с ЗПР) разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(далее — ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ), предъявляемыми к структуре, условиям
реализации и планируемым результатам освоения АООП ООО обучающихся с ЗПР.
Структура АООП ООО обучающихся с ЗПР включает целевой, содержательный и
организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты
реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР образовательной организацией, а также
способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
• пояснительную записку;
• планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО;
• систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП ООО.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования
и включает программу коррекционной работы.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного
процесса, а также механизмы реализации компонентов АООП ООО.
Организационный раздел включает:
• учебный план ;
• систему психолого-педагогических условий реализации АООП ООО
В основу разработки и реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к разработке и реализации АООП ООО обучающихся с
ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в
неоднородности

по

возможностям

освоения

содержания

образования.

Применение

дифференцированного подхода к созданию и реализации АООП ООО обеспечивает
разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать
индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и
воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих
закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с ЗПР определяется характером организации доступной им
деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является
обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности
обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП ООО обучающихся с ЗПР реализация деятельностного
подхода обеспечивает:


придание результатам образования социально и личностно значимого

характера;


прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности

и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных
областях;


существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению

нового опыта деятельности и поведения;


обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе

формирования универсальных учебных действий, которые

способствуют жизненной

компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования АООП ООО обучающихся с ЗПР положены следующие
принципы:
• принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический
характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской
Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность
системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и
воспитанников и др.);
• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий
его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с

учетом особых образовательных потребностей;
• принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры
содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»;
• принцип

направленности

на

формирование

деятельности,

обеспечивает

возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами
доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной
и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
• принцип переноса

усвоенных

знаний,

умений, и навыков и

отношений,

сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что
обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности в реальном мире;
• принцип сотрудничества с семьей.
2.Целевой раздел адаптированной основной общеобразовательной программы
основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
2.1. Пояснительная записка
Цель реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения
требований ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для
максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации Организацией АООП
ООО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
• формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности
обучающихся с ЗПР (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное,
физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и
социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью сохранение и укрепление
здоровья обучающихся;
• достижение планируемых результатов освоения АООП ООО обучающимися с ЗПР с
учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей;
• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР;
• минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности
обучающихся с ЗПР для освоения ими АООП ООО;
• обеспечение доступности получения основного общего образования;
• использование

в

образовательном

технологий деятельностного типа;

процессе

современных

образовательных

• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через
организацию

их

общественно

полезной

деятельности,

проведения

спортивно–

оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием
системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе
сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
• участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных
представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной
социальной среды.
Адаптированная

основная

общеобразовательная программа основного

общего

образования обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2.) разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к структуре адаптированной
основной общеобразовательной программы, условиям ее реализации и результатам освоения.
Вариант 7.2

предполагает, что обучающийся

с ЗПР получает

образование,

сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
АООП ООО
адаптированную

для

представляет собой образовательную

программу,

обучения

учетом

обучающихся

с

ЗПР

с

особенностей

их

психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающую коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию. АООП ООО предполагает адаптацию
требований к структуре АООП ООО, условиям ее реализации и результатам освоения.
АООП ООО обучающихся с ЗПР предполагает обеспечение коррекционной
направленности всего образовательного процесса при его особой организации: проведение
индивидуальных и групповых коррекционных занятий, особое структурирование содержание
обучения на основе усиления внимания к формированию социальной компетенции.
Реализация АООП ООО (вариант 7.2) предполагает, что обучающийся с ЗПР получает
образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного
обучения

с

образованием

сверстников

без

ограничений

здоровья.

«Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным предметам
сокращается несущественно за счет устранения избыточных по отношению к основному
содержанию требований.
Вариант 7.2 АООП ООО обучающихся с ЗПР реализуется совместно с другими
обучающимися.
Для обеспечения возможности освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО может
быть реализована сетевая форма реализации образовательных программ с использованием
ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Обучение обучающихся с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций ПМПК,

сформулированных по результатам его комплексного психолого- медико-педагогического
обследования.
В процессе всего школьного обучения сохраняется возможность перехода
обучающегося с одного варианта программы на другой (основанием для этого является
заключение ПМПК). Перевод обучающегося с ЗПР с одного варианта АООП ООО на другой
осуществляется

Организацией

на

основании

комплексной

оценки

личностных,

метапредметных и предметных результатов по рекомендации ПМПК и с согласия родителей
(законных представителей).
Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно освоить отдельный предмет связана
с особыми образовательными потребностями данной категории обучающихся, которые
заключаются в:
продолжении получения специальной помощи средствами образования на этапе
основного общего образования;
- учете замедленного темпа усвоения учебного материала, трудностей понимания и
репрезентации изучаемого, особенно в рамках предметных областей «Математика и
информатика», «Филология»;
- учете эмоциональной нестабильности учащихся, легкости возникновения у них
особых психических состояний, затрудняющих объективную оценку имеющихся знаний, что
требует организации текущей и итоговой государственной аттестации в иных формах;
- особой

установке педагогов на обеспечение комфортного самоощущения

обучающихся с ЗПР в условиях инклюзии, использование преимущественно позитивных
средств стимуляции деятельности и поведения;
- комплексном сопровождении, гарантирующем:
-поддержание оптимального функционального состояния ЦНС в период подростковой
гормональной перестройки,
- систематическую помощь в преодолении отдельных дисфункций, затрудняющих
овладение адаптированной основной общеобразовательной программой основного общего
образования (предшествующих и недостаточно компенсированных недостатков овладения
чтением, письмом, счетными навыками, а также аналогичных недостатков связного
высказывания, произвольной памяти и внимания, зрительно-моторной координации,
пространственных и временных представлений),
- инициацию преодоления потенциально дезадаптивных личностных черт и
особенностей поведения, трудностей продуктивной коммуникации со взрослыми и
сверстниками,

инфантильной,

негативистической

и

потребительской

установок

(формированию коммуникативной (конфликтной) и житейской компетентности, типичной
для нормально развивающегося школьника определенного пола и возраста),
- особое внимание к формированию морально-нравственной и мотивационно-

потребностной сфер личности, формирование предпосылок успешной социопсихологической
адаптации в последующие периоды жизни, в том числе гендерной социализации;
- специальной работе по формированию способности к самостоятельной организации
собственной деятельности, осознанию возникающих трудностей, умению запрашивать
помощь одноклассников, педагогов, родителей, в итоге приводящей к появлению адекватной
самооценки своих возможностей и перспектив (аутопсихологической компетентности,
типичной для нормально развивающегося школьника определенного возраста), в том числе в
области будущего профессионального самоопределения.
Специфической потребностью для обучающихся с ЗПР является потребность :
в большем количестве помощи при усвоении нового, в значительном числе
повторов

и

возможности

практического

использования

новых

знаний,

в систематическом контроле взрослым качества их использования.
При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АООП
ООО специалисты, осуществляющие его психолого-педагогическое сопровождение, должны
оперативно дополнить структуру Программы коррекционной работы соответствующим
направлением работы.
В случае появления стойких затруднений в ходе обучения и/или взаимодействия со
сверстниками обучающийся с ЗПР направляется на комплексное обследование в ПМПК с
целью выработки рекомендаций родителям и специалистам по его дальнейшему обучению и
необходимости перевода на обучение по индивидуальному учебному плану с учетом его
особенностей и образовательных потребностей.
Общий подход к оценке знаний и умений, составляющих предметные результаты
освоения АООП ООО (вариант 7.2), предлагается в целом сохранить в его традиционном
виде. При этом, обучающийся с ЗПР имеет право на прохождение текущей, промежуточной и
государственной итоговой аттестации в иных формах, что может потребовать внесения
изменений в их процедуру в соответствии с особыми образовательными потребностями
обучающихся с ЗПР и связанными с ними объективными трудностями. Текущая,
промежуточная и итоговая аттестация на уровне основного общего образования должна
проводиться с учетом возможных специфических трудностей ребенка с ЗПР. Вывод об
успешности овладения содержанием образовательной программы должен делаться на
основании положительной индивидуальной динамики.
Обучающиеся,

не

ликвидировавшие

в

установленные

сроки

академической

задолженности с момента её образования, по усмотрению их родителей (законных
представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по другому
варианту АООП ООО в соответствии с рекомендациями ПМПК, либо на обучение по
индивидуальному учебному плану.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии,
подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания
специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа
школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или
функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные
факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания,
психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов
обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний,
приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от
умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные
затруднения

в

усвоении

познавательными

учебных

способностями,

программ,

обусловленные

недостаточными

специфическими

расстройствами

психологического

развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или
поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные
недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо
неравномерное

становление

познавательной

деятельности,

трудности

произвольной

саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой
ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной
работоспособности и эмоциональной сферы.
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от
практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко
устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре
нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся,
способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми
сверстниками,
образования

до
в

обучающихся,

систематической

нуждающихся при
и

комплексной

получении

основного

общего

(психолого-медико-педагогической)

коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР
определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и
самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям
обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в
получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и
неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с

образованием здоровых сверстников.
АООП ООО (вариант 7.2) адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются
уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом
или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление
познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др.
познавательных

процессов,

умственной

работоспособности

и

целенаправленности

деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную
адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и
деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная,
но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной
привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.
Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием
социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с первым этапом подросткового
развития - переходом к кризису младшего подросткового возраста (11–13 лет, 5–7 классы),
характеризующимся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и
специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие
самосознания – представления о том, что он уже не ребенок, т. е. чувства взрослости, а также
внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью
послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14–15 лет, 8–9 классы), характеризуется:
–

бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за

сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних
особенностей, интересов и отношений ребенка, появлением у подростка значительных
субъективных трудностей и переживаний;
–

стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

–

особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в

котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
–

обостренной, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к

усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в
их отношениях, порождающей интенсивное формирование нравственных понятий и
убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности; т.е. моральным развитием
личности;
–

сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между

потребностью подростков в признании их взрослыми со стороны окружающих и
собственной неуверенностью в этом, проявляющимися в разных формах непослушания,
сопротивления и протеста;

–

изменением

социальной

ситуации

развития:

ростом

информационных

перегрузок, характером социальных взаимодействий, способами получения информации
(СМИ, телевидение, Интернет).
Особенности подросткового возраста, успешность и своевременность формирования
новообразований

познавательной

сферы

необходимо

учитывать

педагогам

в

образовательном процессе, выбирая условия и методики в обучении, родителям при
определении своей позиции и общении с детьми.
2.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического
развития адаптированной основной общеобразовательной
программы основного общего образования
Планируемые результаты освоения АООП ООО - это целевые установки и ожидаемые
результаты освоения содержания образовательной программы.
Они обеспечивают связь между требованиями ФГОС ООО, образовательным
процессом и системой оценки результатов освоения АООП ООО, являются содержанием и
критериями при разработке программ учебных предметов, курсов, учебно-методической
литературы, программ воспитания и социализации, с одной стороны, и системы оценки
результатов – с другой.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО система планируемых результатов –
личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебнопознавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения,
особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе
государственную итоговую аттестацию выпускников.
Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие
основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности
обучающихся, их способностей.
В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:
1.

Личностные результаты освоения основной общеобразовательной программы

представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и
детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы
планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и
использование исключительно неперсонифицированной информации.
Личностные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной
программы:
1)

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к

Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей

этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2)

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности

обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3)

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному

уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4)

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к

другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции,
к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
5)

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в

группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6)

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем

на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7)

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками,

детьми

старшего

и

младшего

возраста,

взрослыми

в

процессе

образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8)

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил

индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9)

формирование основ экологической культуры соответствующей современному

уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
2.

Метапредметные

результаты

освоения

основной

общеобразовательной

программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий,
раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные
понятия

и

универсальные

учебные

действия

(регулятивные,

познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий является овладение обучающимися
основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие
в проектной деятельности.
В основной школе на всех предметах продолжается работа по формированию и
развитию основ читательской компетенции.
Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших
планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего
актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой
и социальной деятельности.
У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на
первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с
текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том
числе:
– систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
– выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде
плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и
диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
– заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной

деятельности

как

самостоятельности,
эффективности

особой

формы

учебной

инициативности,

работы,

способствующей

ответственности,

повышению

воспитанию

мотивации

и

учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на

практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства,
принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность
развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных
решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных
действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1.

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать

новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
–

анализировать

существующие

и

планировать

будущие

образовательные

результаты;
–

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

–

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать

конечный результат;
–

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих

возможностей;
–

формулировать

учебные

задачи как

шаги достижения

поставленной цели деятельности;
–

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая

и обосновывая логическую последовательность шагов.
2.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
–

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной

задачей и составлять алгоритм их выполнения;
–

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения

учебных и познавательных задач;
–

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для

выполнения учебной и познавательной задачи;

–

выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые

ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов);
–

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы

для решения задачи/достижения цели;
–

составлять

план

решения

проблемы

(выполнения

проекта,

проведения исследования);
–

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной

задачи и находить средства для их устранения;
–

описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде

технологии решения практических задач определенного класса;
–

планировать

и

корректировать

свою

индивидуальную

образовательную

траекторию.
3.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять

контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
–

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых

результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
–

систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых

результатов и оценки своей деятельности;
–

отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять

самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
–

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия

планируемого результата;
–

находить

достаточные

средства

для

выполнения

учебных

действий

в

изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
–
анализа

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
изменений

ситуации

для

получения

запланированных

характеристик

продукта/результата;
–

устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и

характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

–

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки

самостоятельно.
4.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности ее решения. Обучающийся сможет:
–

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

–

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария

для выполнения учебной задачи;
–

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя

из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
–

оценивать

продукт

своей деятельности по

заданным

и/или

самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
–

обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих

внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
–

фиксировать

и

анализировать

динамику

собственных

образовательных

результатов.
5.

Владение

основами

самоконтроля,

самооценки,

принятия

решений

и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
–

наблюдать

и

анализировать

собственную

учебную

и

познавательную

деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
–

соотносить

реальные

и

планируемые

результаты

индивидуальной

образовательной деятельности и делать выводы;
–

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

–

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить

способы выхода из ситуации неуспеха;
–
параметры

ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
этих

действий

привели

к

получению

имеющегося

продукта

учебной

деятельности;
–

демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных

состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности),
эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации
(повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
1.

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся
сможет:
–

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки

и свойства;
–

выстраивать

логическую

цепочку,

состоящую

из

ключевого

слова

и

соподчиненных ему слов;
–

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и

объяснять их сходство;
–

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,

сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
–

выделять явление из общего ряда других явлений;

–

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи

между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной
данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
–

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от

частных явлений к общим закономерностям;
–

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при

этом общие признаки;
–

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой

задачи;
–

самостоятельно

указывать

на

информацию,

нуждающуюся

в

проверке,

предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
–

вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

–

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе

познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением
формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки
зрения);
–

выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /

наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ;
–

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать

вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и

схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
–

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

–

определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать

данные логические связи с помощью знаков в схеме;
–

создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

–

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

–

создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением

существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
–

преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих

данную предметную область;
–

переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического

или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
–

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный

ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
–

строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

–

анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,

исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
3.

Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

–

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей

деятельности);
–

ориентироваться

в

содержании текста, понимать

целостный

смысл текста, структурировать текст;

текст

–

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

–

резюмировать главную идею текста;

–

преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать
(художественный

и

нехудожественный

информационный, текст non-fiction);

–

учебный,

научно-популярный,

–

критически оценивать содержание и форму текста.

4.

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в

познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
–

определять свое отношение к природной среде;

–

анализировать

среду обитания

влияние

экологических

факторов

на

живых организмов;

–

проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

–

прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на

действие другого фактора;
–

распространять экологические знания и участвовать в практических делах по

защите окружающей среды;
–

выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели,

проектные работы.
5.

Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и

других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
–

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

–

осуществлять

взаимодействие

с

электронными

поисковыми

системами,

поисковых

источников

словарями;
–

формировать множественную

выборку

из

для объективизации результатов поиска;
–

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД
1.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
–

определять возможные роли в совместной деятельности;

–

играть определенную роль в совместной деятельности;

–

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его

речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

–

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или

препятствовали продуктивной коммуникации;
–

строить позитивные отношения в процессе

учебной

и

познавательной

деятельности;
–

корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь

выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
–

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать

ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
–

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

–

выделять общую точку зрения в дискуссии;

–

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с

поставленной перед группой задачей;
–

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,

распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
–

устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные

непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
–

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые

средства;
–

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими

людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
–

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной

деятельности;
–

соблюдать

дискуссии
–

нормы публичной

речи, регламент

в

монологе

в соответствии с коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера

в рамках диалога;
–

и

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

–

создавать

письменные

«клишированные»

и

оригинальные

тексты

с

использованием необходимых речевых средств;
–

использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения

смысловых блоков своего выступления;
–

использовать невербальные

средства

или

наглядные

материалы,

подготовленные/отобранные под руководством учителя;
–

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно

после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3.

Формирование

и

развитие

компетентности

в

области

использования

информационно- коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
–

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые

для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
–

выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для

передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с
условиями коммуникации;
–

выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать

модель решения задачи;
–

использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче

инструментальных

программно-аппаратных

средств

и

сервисов)

для

решения

информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание
писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
–

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

–

создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,

соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
3.

Предметные результаты освоения программы представлены в соответствии с

группами результатов учебных предметов, раскрывают и детализируют их.
Система оценки достижения обучающимися
с задержкой психического развития планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования

2.3.

Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки. Внутренняя
оценка включает:
•

стартовую диагностику,

•

текущую и тематическую оценку,

•

портфолио,

•

внутришкольный мониторинг образовательных достижений,

•

промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

К внешним процедурам относятся:
•

государственная итоговая аттестация

•

независимая оценка качества образования

•

мониторинговые

исследования

муниципального,

регионального

и федерального уровней.
Система оценки образовательной организации реализует системно-деятельностный,
уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений.
1.

Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений

проявляется в оценке способности учащихся к решению учебно-познавательных и учебнопрактических задач. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки планируемых
результатов обучения, выраженных в деятельностной форме (формирующее оценивание).
2.

Уровневый подход

служит

важнейшей

основой

для

организации

индивидуальной работы с учащимися.
3.

Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется путём

•

оценки трёх групп результатов: предметных, личностных, метапредметных

(регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий);
•

использования

комплекса

оценочных

процедур

(стартовой,

текущей,

тематической, промежуточной) как основы для оценки динамики индивидуальных
образовательных достижений (индивидуального прогресса) и для итоговой оценки;
•

использования контекстной информации (об особенностях обучающихся,

условиях и процессе обучения и др.) для интерпретации полученных результатов в целях
управления качеством образования;
•

использования разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих

друг друга (стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических
работ, самооценки, наблюдения и др.).
Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов
Особенности оценки личностных результатов
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех
компонентов образовательного процесса.

Основным объектом оценки личностных результатов в основной школе служит
сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три
основные блока:
1)

сформированность основ гражданской идентичности личности;

2)

сформированность индивидуальной учебной самостоятельности, включая умение

строить жизненные профессиональные планы с учетом конкретных перспектив социального
развития;
3)

сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые

установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений,
правосознание.
Во внутришкольном мониторинге в целях оптимизации личностного развития
учащихся возможна оценка сформированности отдельных личностных результатов,
проявляющихся в:
•

соблюдении норм и

правил

поведения,

принятых

в

образовательной организации;
•

участии в общественной жизни образовательной организации, ближайшего

социального окружения, страны, общественно-полезной деятельности;
•

ответственности за результаты обучения;

•

готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной

траектории, в том числе выбор профессии;
•

ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами

различных предметов в рамках системы общего образования.
Результаты внутришкольного мониторинга представляются в виде характеристики по
форме, установленной образовательной организацией.
Особенности оценки метапредметных результатов
Основным объектом и предметом оценки метапредметных результатов являются:
•

способность и

знаний,

готовность

к

освоению

систематических

их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

•

способность работать с информацией;

•

способность к сотрудничеству и коммуникации;

•

способность к

решению

личностно

и

проблем и воплощению найденных решений в практику;

социально

значимых

•

способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

•

способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов
является защита итогового индивидуального проекта, который ученик должен защитить в 9
классе.
Особенности оценки предметных результатов
Оценка

предметных

результатов

представляет

собой

оценку

достижения

обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
Формирование этих результатов обеспечивается каждым учебным предметом.
Основным

предметом

оценки

является

способность

к

решению

учебно-

познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале,
с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том
числе — метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Оценка предметных результатов ведётся каждым учителем в ходе процедур текущей,
тематической, промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией образовательной
организации в ходе внутришкольного мониторинга.
В школе реализуются следующие оценочные процедуры:
-

проводится стартовая диагностика,

-

выставляются текущие оценки,

-

обучающимися оформляется портфолио,

-

проводится внутришкольный мониторинг,

-

проходит промежуточная и государственная итоговая аттестация

-

выставляются

итоговые

оценки

по

предметным

и

междисциплинарным

программам.
Стартовая диагностика представляет собой процедуру оценки готовности к
обучению на данном уровне образования. Проводится в начале 5-го класса и выступает как
основа (точка отсчёта) для оценки динамики образовательных достижений.
Объекты оценивания: структура мотивации, сформированность учебной деятельности,
владение

универсальными

и

специфическими

для

основных

учебных

предметов

познавательными средствами, в том числе: средствами работы с информацией, знакосимволическими средствами, логическими операциями, готовность к изучению отдельных
предметов (разделов), уровень освоения универсальных предметных умений .

Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных
программ и индивидуализации учебного процесса.
Текущая

оценка

представляет

собой

процедуру

оценки

индивидуального

продвижения в освоении программы учебного предмета. Текущая оценка может быть
формирующей (поддерживающая и направляющая усилия учащегося), и диагностической
(способствующая выявлению и осознанию учителем и учащимся существующих проблем в
обучении).
Объект текущей оценки: тематические планируемые результаты, этапы освоения
которых зафиксированы в тематическом планировании.
Формы и методы проверки: устные и письменные опросы, практические работы,
творческие работы, индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия,
листы продвижения и др. с учётом особенностей учебного предмета и особенностей
контрольно-оценочной деятельности учителя.
Портфолио - процедура оценки динамики учебной и творческой активности
учащегося, направленности, широты или избирательности интересов, выраженности
проявлений творческой инициативы, а также уровня высших достижений, демонстрируемых
данным учащимся.
Отбор работ и отзывов для портфолио ведётся самим обучающимся совместно с
классным руководителем и при участии семьи. Портфолио в части подборки документов
формируется в электронном или бумажном виде в течение всех лет обучения в основной
школе.
Результаты, представленные в портфолио, используются при выработке рекомендаций
по выбору индивидуальной образовательной траектории и отражаются в характеристике.
Внутришкольный мониторинг представляет собой процедуры:
•

оценки уровня достижения предметных и метапредметных результатов;

•

оценки уровня личностных результатов, которые связаны с оценкой поведения,

прилежания, а также с оценкой учебной самостоятельности, готовности и способности
делать осознанный выбор профиля обучения;
•

оценки уровня профессионального мастерства учителя, осуществляемого на

основе административных проверочных работ, анализа посещенных уроков, анализа
качества учебных заданий, предлагаемых учителем обучающимся.
Результаты внутришкольного мониторинга являются основанием для рекомендаций
как для текущей коррекции учебного процесса и его индивидуализации, так и для
повышения квалификации учителя. Результаты внутришкольного мониторинга в части

оценки уровня достижений учащихся обобщаются и отражаются в их характеристиках.
Промежуточная

аттестация

представляет

собой

процедуру

аттестации

обучающихся на уровне основного общего образования и проводится в конце каждой
четверти и в конце учебного года по каждому изучаемому предмету и проводится на основе
результатов накопленной оценки и результатов выполнения проверочных работ и
фиксируется в журнале класса.
Промежуточная оценка является основанием для перевода в следующий класс и для
допуска обучающегося к государственной итоговой аттестации.
Государственная итоговая аттестация
Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) является обязательной
процедурой. Целью ГИА является установление уровня образовательных достижений
выпускников. ГИА включает в себя два обязательных экзамена (по русскому языку и
математике).
Экзамены по другим учебным предметам обучающиеся сдают на добровольной
основе по своему выбору. ГИА проводится в форме основного государственного экзамена
(ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой
комплексы заданий в стандартизированной форме и в форме устных и письменных
экзаменов с использованием тем, билетов и иных форм по решению образовательной
организации (государственный выпускной экзамен – ГВЭ).
Итоговая оценка (итоговая аттестация) по предмету складывается из результатов
внутренней и внешней оценки. К результатам внешней оценки относятся результаты ГИА. К
результатам внутренней оценки относятся предметные результаты, зафиксированные в
системе накопленной оценки и результаты выполнения итоговой работы по предмету. По
предметам, не вынесенным на ГИА, итоговая оценка ставится на основе результатов только
внутренней оценки.
Итоговая оценка по предмету фиксируется в документе об уровне образования
государственного образца – аттестате об основном общем образовании.
Итоговая оценка по междисциплинарным программам ставится на основе результатов
внутришкольного мониторинга и фиксируется в характеристике учащегося.
Характеристика готовится на основании:
-

объективных показателей образовательных достижений обучающегося на уровне

основного образования,
-

портфолио выпускника;

-

экспертных оценок классного руководителя и учителей, обучавших данного

выпускника на уровне основного общего образования.
В характеристике выпускника:
- отмечаются образовательные достижения обучающегося по освоению личностных,
метапредметных и предметных результатов;
- даются педагогические рекомендации с учётом выявленных проблем и отмеченных
образовательных достижений.
Рекомендации

педагогического

коллектива

к

выбору

индивидуальной

образовательной траектории доводятся до сведения выпускника и его родителей (законных
представителей).
3.Содержательный раздел адаптированной основной

общеобразовательной

программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития (вариант 7.2)
3.1. Программы учебных предметов, курсов
Программы учебных предметов и курсов соответствуют программам учебных
предметов и курсов классов, в которые интегрированы обучающиеся с задержкой
психического развития.
3.2. Программа коррекционной работы
Цель программы коррекционной работы - определение комплексной системы
психолого- педагогической и социальной помощи обучающимся с задержкой психического
развития для успешного освоения адаптированной образовательной программы основного
общего образования.
Принципы коррекционной работы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников
организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с
учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционновоспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм,
методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем
протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.
Принцип

вариативности

предполагает

создание

вариативных

программ

коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и
возможностей психофизического развития.

Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость
всестороннего изучения обучающихся и предоставления квалифицированной помощи
специалистов разного профиля с учетом их особых образовательных потребностей и
возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия
методов, техник и приемов коррекционной работы.
Принцип

единства

психолого-педагогических

и

медицинских

средств,

обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского
блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной
работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного
участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития
ребенка и успешность его интеграции в общество.
Коррекционная работа с обучающимися с ЗПР осуществляется в ходе всего учебнообразовательного процесса:
—

через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и

дифференцированный

подход,

несколько

сниженный

темп

обучения,

структурная

упрощенность содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в
обучении);
—

в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных

индивидуальных и групповых занятий (психокоррекционные и логопедические занятия);
—

в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения

обучающихся.
Программа коррекционной работы направлена на :
преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности (устранение

-

учебных дефицитов);
- овладение навыками адаптации учащихся к социуму (социально-педагогическое
сопровождение обучающихся, деятельность социально-педагогической службы школы и
школьного психолого-педагогического консилиума).
развитие творческого потенциала учащихся

-

Основными направлениями в коррекционной работе являются: коррекционная
помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной
сферы

и

коррекция

целенаправленное

ее

недостатков;

формирование

развитие

высших

познавательной

психических

функций;

деятельности

и

формирование

произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и

письменной речи; обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью
предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом,
повышения мотивации к школьному обучению.
Программа коррекционной работы подразумевает оказание психологопедагогической помощи в условиях образовательного учреждения, консультативную работу
по вопросам воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся; работу по
ликвидации учебных дефицитов через индивидуальные и групповые консультации по
учебным предметам; консультативную работу по оказанию методической помощи родителям
(законным представителям) по социальным, правовым и другим вопросам, информационнопросветительскую работу, направленную на разъяснительную деятельность по вопросам,
связанным с особенностями образовательного процесса для детей с трудностями в обучении,
со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями
(законными представителями), педагогическими работниками.
4.Организационный раздел адаптированной основной общеобразовательной
программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития (вариант 7.2)
4.1.Учебный план
Учебный план соответствует учебному плану классов, в которые интегрированы
обучающиеся с задержкой психического развития.
4.2. Система психолого-педагогических условий реализации адаптированной
основной общеобразовательной программы основного общего образования
Психолого-педагогическими условиями реализации АООП ООО являются:
–

учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том

числе переход в подростковый возраст
- совместную деятельность, разновозрастное сотрудничество, дискуссию, тренинги,
групповую игру, освоение культуры аргументации, рефлексию.
–

вариативность направлений и форм сопровождения участников образовательного

процесса;
–

формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников

образовательного процесса.
Уровни психолого-педагогического сопровождения: индивидуальное, групповое, на
уровне класса, на уровне образовательной организации.
Основными формами психолого-педагогического сопровождения являются:
–

диагностика, направленная на определение особенностей обучающегося, которая

проводится в конце каждого учебного года;
–

консультирование педагогов и родителей, которое осуществляется учителем и

психологом с учетом результатов диагностики, а также администрацией образовательной
организации;
–

профилактика, экспертиза, развивающая работа, просвещение, коррекционная

работа, осуществляемая в течение всего учебного времени.
Основные реализуемые направления психолого-педагогического сопровождения:
–

сохранение и укрепление психологического здоровья;

–

мониторинг возможностей и способностей обучающихся;

–

формирование у обучающихся понимания ценности здоровья

и безопасного

образа жизни;
–

развитие экологической культуры;

–

поддержка детей с особыми образовательными потребностями и особыми

возможностями здоровья;
–

формирование

среде сверстников.

коммуникативных

навыков в разновозрастной среде и


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Также на сайте установлено Программное обеспечение "Яндекс-метрика", которое фиксирует посещаемость сайта. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».