Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 46» «ПРИНЯТА» педагогическим советом МОУ «Средняя школа № 46» 30.05.2023 г. протокол № 12 «УТВЕРЖДЕНА» приказом директора МОУ «Средняя школа № 46» от 13.06.2023 г. № 82 Программа воспитания и социализации МОУ «Средняя школа № 46» «Школа РОСТА» г. Петрозаводск 2023 1 Программа воспитания и социализации МОУ «Средняя школа № 46» «Школа РОСТА» Содержание Пояснительная записка. РАЗДЕЛ 1. Основные направления самоанализа воспитательной работы РАЗДЕЛ 2. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса РАЗДЕЛ 3. Цель и задачи воспитания РАЗДЕЛ 4. Виды, формы и содержание деятельности 4.1. Модуль «Классное руководство и наставничество» 4.2. Модуль « Школьный урок» 4.3. Модуль « Внеурочная деятельность» 4.4. Модуль «Дополнительное образование» 4.5. Модуль «Работа с родителями» 4.6. Модуль « Самоуправление» 4.7. Модуль « Профориентация» 4.8. Модуль « Традиции школы» 4.9. Модуль « Школа – территория здоровья» 3.10. Модуль « Моя Родина» 4.11. Модуль « РДШ» 4.12. Модуль « Добровольчество и волонтерство» 4.13. Модуль « Подросток и закон» 4.14. Модуль « Организация предметно-эстетической среды» 4.15. Модуль « Экология и мы» РАЗДЕЛ 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы РАЗДЕЛ 5. Приложения 2 Пояснительная записка Рабочая программа воспитания является обязательной частью Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Средняя школа № 46». Программа направлена на решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Одним из результатов реализации Программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися начальной школы личностных результатов, указанных в ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально - значимой деятельности. Программа воспитания показывает, каким образом педагогические работники (учитель, классный руководитель, заместитель директора, педагог дополнительного образования и т.п.) могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с обучающимися деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией. РАЗДЕЛ 1. Основные направления самоанализа воспитательной работы Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Полный аналитический отчет по всем направлениям представлен в приложении 1. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются: принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экс на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами; принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности, с этой целью проводится ряд мониторинговых исследований); Структура аналитического отчета воспитательной деятельности может включать следующие разделы: 1. Анализ работы по направлениям деятельности. 3 Критериями, на основе которых делается данный анализ, являются: анализ реализации целей и решения задач, поставленных в начале года образовательной организацией; анализ ключевых дел, событий, проводимых в образовательной организации по разным направлениям. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе. Способами получения информации являются аналитические справки, отчеты классных руководителей, приказы по проведению различного рода мероприятий, участие в конкурсах, соревнованиях, акциях и т.п. 2. Общее состояние организуемой в школе совместной деятельности школьников и педагогов, родителей. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является изучение уровня удовлетворенности детей и их родителей. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на педагогическом совете школы. Способами получения информации является мониторинг уровня удовлетворенности образовательным и воспитательным процессом. Внимание при этом сосредотачивается на следующих вопросах: является ли организуемая в школе совместная деятельность школьников и педагогов интересной, событийно насыщенной, личностно развивающей и социально ориентированной. 3. Качество воспитательной деятельности классных руководителей. Критериями, на основе которых осуществляется данный анализ, являются: умение классных руководителей конкретизировать общую цель воспитания в соответствии со спецификой своей профессиональной деятельности и особенностями своих воспитанников; соответствие используемых педагогами форм работы с детьми собственным целям воспитания и особенностям своих воспитанников; актуальность и разнообразие содержания их совместной с детьми деятельности, его четкая ориентация на конкретные результаты воспитания. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе. Способами получения информации о воспитательной деятельности классных руководителей могут быть наблюдение, беседы с педагогами, посещение (с согласия педагогов) их занятий с детьми, анализ поведенных педагогами мероприятий, анализ ведения документов, сопровождающих воспитательный процесс в классе. Внимание заместителя директора сосредотачивается на следующих вопросах: испытывают ли классные руководители затруднения в определении цели своей воспитательной деятельности; испытывают ли они проблемы с реализацией воспитательного потенциала их совместной с детьми деятельности; стремятся ли они к формированию вокруг себя привлекательных для школьников детско-взрослых общностей; доброжелателен ли 4 стиль их общения со школьниками; складываются ли у них доверительные отношения со школьниками; являются ли они для своих воспитанников значимыми взрослыми? 4. Анализ уровня воспитанности обучающихся. Осуществляется заместителем директора по ВР и классными руководителями. Способом, на основе которого осуществляется данный анализ, является изучение уровня воспитанности по методике Н. П. Капустина (1-4 классы), Лаборатория воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО (5-7 классы), оценка воспитанности учащихся 9-11 класса, в каждом классном коллективе и затем в целом по школе. Внимание классных руководителей и заместителя директора по ВР должно быть направлено на низкие показатели эффективности воспитательного процесса, так как это должно влиять на формирование целей и задач воспитания в новом учебном году. 5. Управление воспитательным процессом. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является грамотность реализации административной командой своих основных управленческих функций в сфере воспитания: планирования, организации и мотивации воспитательной деятельности педагогов. Осуществляется анализ директором образовательной организации. Способами получения информации об управлении воспитательным процессом могут быть беседы и (при необходимости) анкетирование педагогов для получения обратной связи о работе административной команды школы. Внимание директора сосредотачивается на следующих вопросах: имеют ли педагоги чёткое представление о своих должностных обязанностях, правах и сфере своей ответственности, а также о содержании осуществляемой в школе воспитательной работы; создаются ли школьной администрацией условия для профессионального роста педагогов в сфере воспитания; поддерживается ли в педагогическом коллективе доброжелательные взаимоотношения; существует ли в школе система стимулов и поощрений для педагогов за хорошую воспитательную работу с детьми. Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений. РАЗДЕЛ 2. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса Воспитание - это социально-педагогический процесс, поддерживающий развитие человека, общества и государства. Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников: 5 неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации; ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов; реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его эффективности. Основными традициями воспитания в МОУ «Средняя школа №46» являются следующие: стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; важной чертой каждого ключевого дела и большинства, используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); в проведении общешкольных дел поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность; педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. МОУ «Средняя школа №46» начала свою деятельность с 30.09.1991 года. Школа функционирует в соответствии с образовательными программами всех уровней образования, а также для реализации дополнительных общеразвивающих программам для детей и взрослых. Для обучающихся школы оборудованы просторные, эстетично оформленные классные кабинеты с современной школьной мебелью, техническими и электронными средствами обучения, интерактивным оборудованием. 6 В рамках организации дополнительного образования и внеурочной деятельности в образовательной организации имеется: тренажерный и спортивные залы; хореографический зал; библиотека; актовый зал. РАЗДЕЛ 3. Цель и задачи воспитания Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации - создание благоприятных условий для разностороннего развития и совершенствования интеллектуальной, творческой, нравственной, деятельной, здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие: быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); 7 проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему 6 общественных отношений. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и 8 взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) основным приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел. Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести, в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это: опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание. Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений. Поможет эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии 9 с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей. Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач воспитания в образовательной организации: 1. Реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе; 2. Реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; 3. Вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности и дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности; 4. Использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися; 5. Инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; 6. Поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций; 7. Организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал; 8. Организовывать профориентационную работу со школьниками; 9. Организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал; 10. Развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности; 11. Организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей. 12. Обеспечить условия для развития личности, органически сочетающей в себе стремление к самореализации и уважение к правам и интересам других людей, высокую инициативу и ответственность, гражданские и нравственные качества, способность к достижению личностного и общественного благополучия. 13. Проводить мониторинг воспитательного процесса и использовать его результаты в полном объеме при анализе воспитательной работы, планировании на новый учебный год, ее коррекции. 14. Формировать экологическую культуру, культуру здорового и безопасного образа жизни. 15. Формировать у подростков социальные компетенции, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе. 10 16. Определить возможности, условия и основные направления совершенствования совместной деятельности по формированию комфортной, безопасной среды для участников образовательных отношений. Название программы обусловлено содержанием воспитательной работы (более подробно это будет представлено в разделе 3 « Виды, формы и содержание деятельности» при описании модулей воспитания) и реализуется через планы воспитательной работы по уровням образования на текущий учебный год (приложение 1): «Р» развитие: Воспитательная система школы направлена на осуществление личностного подхода; превращение процесса воспитания в самовоспитание; развитие нравственной, волевой и эстетической сфер личности; формирование умения самовоспитания и самообразования; обеспечение обучающемуся условий для максимальной самореализации; развитие индивидуальных способностей и развития саморегуляции. Организуется включение обучающихся во все виды воспитательной деятельности, которые осуществляются через реализацию планов работы по уровням образования. «О» обучение: Обучение неразрывно связано с познавательной деятельностью обучающихся. Активизация познавательной деятельности во многом зависит от позиции педагога, его умения осуществлять на уроке деятельностный подход; от качества организации совместной деятельности педагога и обучающегося. В школе создаются условия для развития интеллекта, приобретения навыков научно - исследовательской деятельности, совершенствования знаний в определенных областях науки через предметные недели, месячники, деятельность НПК по различным направлениям. «С» социализация: В школе реализуется Адаптированная основная общеобразовательная программа начального, общего и основного общего образования (далее АООП НОО, СОО) ― это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Разработана и внедряется программа «Школа здоровья». Она направлена на формирование здорового образа жизни, включает в себя организацию механизма взаимодействия с учреждениями города; взаимодействие школы с семьей, совершенствование механизма педагогического сопровождения деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся, организацию деятельности с обучающимися профилактике негативных явлений в подростковой среде. Гражданское воспитание осуществляется через урочную деятельность и систему разнообразных форм организации внеклассной деятельности обучающихся. Профориентационная работа строится на профессиональном просвещении (ознакомление обучающихся с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, 11 информацией о порядке и условиях поступления в учебные заведения), предварительной профессиональной диагностике – выявление профессионально-значимых свойств. В школе функционирует Концепция по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, активизируется работа по созданию и развитию детской организации и ученического самоуправления. «Т» творчество: Все учебные предметы наряду с передачей обучающимся основ наук специфическими средствами решают задачи творческого развития. Учебный процесс закладывает основы восприятия и понимания прекрасного в действительности и искусстве, развивает эстетические взгляды и предпочтения. Творческая деятельность получает дальнейшее развитие во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность и дополнительное образование, являются неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса в школе. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное. Содержание данных занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д. Дополнительное образование реализуется через работу объединений дополнительного образования по направленностям: физкультурно – спортивная, социально – педагогическая, художественная. Основной задачей в организации дополнительного образования в школе являются: включение обучающегося в различные детские объединения по интересам, развитие научно-исследовательской деятельности, развитие творческих объединений, создание условий по развитию спортивно-массовой и оздоровительной работы. Школа, с учетом материально – технической оснащенности, может предложить разнообразные виды кружковой деятельности. «А» активность: Ядром воспитательной системы и главным ее субъектом является общешкольный коллектив. Школьная среда рассматривается как совокупность межличностных отношений и норм поведения. Класс является первичным коллективом в структуре общешкольного коллектива и при этом сохраняет свою индивидуальность. Общие цели школы конкретизируются в целях класса. Система строится таким образом, чтобы каждый класс под руководством классного руководителя не мог не участвовать в жизни общешкольного коллектива, в ключевых мероприятиях и делах школы. А каждый 10 обучающийся не мог не участвовать в делах класса и школы в целом. Педагогический коллектив с этой целью активно применяет современные педагогические технологии и подходы: деятельностный подход, технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания, технологию организации коллективного взаимодействия школьников (автор Никитина Н.Н.); технологию воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности 12 (автор Иванов И.П.); технологию проведения психологических игр (авторы: Азарова Т.В. и др.); методику проведения тренинга (автор Малкина-Пых И.Г., автор Грецов А.). Нормативно-правовое поле организации воспитательной деятельности: Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996р); Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014 №1618-р): Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09. 2014 г. № 1726-р); Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан в РФ на 2016-2020 гг.» (утверждена Правительством РФ от 30.12.2015 №1493); Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.01.2017 № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»; Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. №706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»; Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях (письмо Министерства Просвещения РФ от 12.05.2020 № ВБ-1011/08); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 №16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) 13 РАЗДЕЛ 4. Виды, формы и содержание деятельности Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующих модулях воспитания и реализуется через план воспитательных мероприятий, утвержденный на текущий учебный год (приложение 2): Инвариантными модули: • Классное руководство и наставничество, • Школьный урок, • Курсы внеурочной деятельности, • Дополнительное образование; • Работа с родителями, • Самоуправление, • Профориентация. Вариативными модулями: Ключевые общешкольные дела, Школа – территория здоровья, Моя Родина, РДШ, Добровольчество и волонтерство, Подросток и закон, Тропинками природы, Юные инспектора движения Юные дружина пожарных Инвариантные модули: 4.1. Модуль « Классное руководство и наставничество» Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель, воспитатель, куратор, наставник, тьютор и т.п.) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями. Работа с классным коллективом: инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах; оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; 14 организация интересных и полезных для личностного развития ребенка; совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленностью); проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения. сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; Индивидуальная работа с учащимися: изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом; поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.); индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения; коррекция поведения ребенка совместно со специалистами школы Работа с учителями, преподающими в классе: регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися; проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников; привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной обстановке; привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. 15 Работа с родителями учащихся или их законными представителями: регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками; организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей; привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса; организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы. 4.2. Модуль «Школьный урок» Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее: установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников, дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст 16 школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 4.3.Модуль « Внеурочная деятельность» Под внеурочной деятельностью в рамках реализации стандартов второго поколения следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного образования. Цель внеурочной деятельности в образовательной организации: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Задачи внеурочной деятельности: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося; отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями; проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в образовательном учреждении; определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе; разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности; овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения; эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материальнотехническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал. В своей работе при организации внеурочной деятельности, мы используем оптимизационную модель, которая предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники, в том числе педагоги дополнительного образования. В каждом классе координирующую роль выполняет учитель, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами. Преимущества оптимизационной модели: минимизация финансовых расходов на внеурочную деятельность; создание единого образовательного и методического пространства в школе; формирование содержательного и организационного единства всех подразделений школы. Таким образом, актуальность данной модели обусловливается: 17 необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей; спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие; оптимизацией внутренних ресурсов. Модель организации внеурочной деятельности включает следующие направления деятельности: спортивно оздоровительное; духовно-нравственное; общеинтеллектуальное; социальное; общекультурное. В процессе организации внеурочной деятельности используется индивидуальный подход и разрабатываются индивидуальные маршруты освоения дополнительных образовательных программ. Индивидуально-ориентированный подход дает возможность школьнику действовать в зоне ближайшего развития, формирует у него желание учиться. Для многих детей – это возможность проявить инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость. Поэтому необходимо создать ситуацию добровольного выбора учениками и их родителями тех или иных направлений внеурочной занятости. Оценив ресурсы школы, образовательная организация организует работу объединений внеурочной деятельности по разным направлениям для обучающихся 1-11 классов. При этом основой для распределения является совокупность индивидуальных маршрутов, а не отнесенность ребенка к какому-либо классу. Таким образом, внеурочная деятельность осуществляется не в рамках одного класса, а в рамках межклассных групп, сформированных из параллелей 1-4,5-9,10-11 классов. Их наполняемость – от 8 до 25 человек. С учетом вышеуказанных направлений разработаны планы внеурочной деятельности НОО, СОО, ООО на текущий учебный год (приложение 3). 4.4 Модуль « Дополнительное образование» Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации и культурной адаптации, входящих за рамки стандарта общего образования. Дополнительное образование детей - неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов, предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию. Система дополнительного образования в нашей школе: максимально ориентируется на запросы и потребности детей, обучающихся и их родителей (законных представителей); 18 обеспечивает психологический комфорт для всех детей, учащихся и личностную значимость учащихся, дает шанс каждому открыть себя как личность, предоставляет ученику возможность творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе; налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципах реального гуманизма; активно использует возможности окружающей социокультурной и духовной пищи, побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу; обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в жизнедеятельности школьного коллектива. Для системной и качественной реализации дополнительного образования в школе разработаны дополнительные общеразвивающие программы, в структуру которых входят рабочие программы по каждому объединению, относящемуся к данной направленности. Данные программы разработаны в соответствии с нормативными документами: Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей; Приказом министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01. 2021 N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». В дополнительных общеразвивающих программах отражены цели и задачи, направленные на развитие системы дополнительного образования в школе по той направленности , которой соответствует данная программа также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию. Дополнительное образование обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, его гуманизации; позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний; позволяет расширить общее образование путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социальнопсихологического климата в ней. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеразвивающим программам различной направленности (физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, социально педагогической). 4.5. Модуль « Работа с родителями» Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается 19 согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями (законными представителями) направлена на: формирование у учащихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни; формирование у учащихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений; привлечение родительской общественности к управлению общеобразовательным учреждением (родительские комитеты) к совместной реализации воспитательных программ и проектов. Действенными формами работы в данном направлении воспитательной деятельности стали мероприятия, направленные на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений, на совместное решение задач, такие как: привлечение родителей к организации и проведению воспитательных мероприятий; тематические концерты и праздники, экскурсии, выставки творческих работ, ярмарки; спортивные мероприятия; лекции и семинары для учащихся и родителей, проводимые с привлечением представителей правоохранительных органов, медицинских учреждений, психологом школы, педагогами; индивидуальная работа с родителями; классные родительские собрания (во всех классах в соответствии с планом работы); В образовательном процессе должен быть активно задействован потенциал семьи; родители учащихся должны быть не только быть информированы о ходе учебного процесса, но и участвовать в нем, поддерживая ребенка в реализации творческих индивидуальных проектов. Следует активнее задействовать различные форматы в публичных отчетах о достижениях учащихся с привлечением родителей; практиковать учебные задания, в которых могут быть использованы семейные предания, истории, реликвии, опыт старшего поколения семьи. Также работа с родителями (законными представителями) включает групповой и индивидуальный уровни деятельности: На групповом уровне: общешкольный родительский комитет, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей; родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно- воспитательного процесса в школе; общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей; родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов. На индивидуальном уровне: 20 работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности; индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. 4.6 Модуль «Самоуправление» Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско- взрослое самоуправление. Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом: На уровне школы: через деятельность выборного Совета учащихся, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы; через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.); через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.; На уровне классов: через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся классов лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (например: спортивные дела, творческие дела, работа с младшими ребятами); через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей. На индивидуальном уровне: через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; 21 4.7. Модуль « Профориентация» Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению ≪профориентация≫ включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через: циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности; экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях; совместно с педагогами изучение интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования; участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сетиинтернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастерклассах, посещение открытых уроков; индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии; освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы или в рамках курсов дополнительного образования. 22 Вариативные модули 4.8 Модуль « Традиции школы» Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей. Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы: На внешкольном уровне: проекты – совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел, ориентированные на преобразование окружающего школу социума); открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти, общественности, медицинских и правоохранительных органов, в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны, проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих. На школьном уровне: общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и праздниками, в которых участвуют все классы школы; тематические выставки рисунков и поделок; проекты, реализуемые в рамках городской воспитательной акции; литературные конкурсы (конкурсы чтецов, библиотечные викторины, предметные недели, постановка тематических спектаклей, сказок и др.) церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы («Слет отличников»). 23 Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу. На уровне классов: выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел; проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела. На индивидуальном уровне: вовлечение по возможности каждого ребенка в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.); индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми; при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. 4.9 Модуль « Школа – территория здоровья» На школу возложено множество задач, среди которых приоритетной является сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья средствами образования. Для обеспечения системного подхода к деятельности по здоровьесбережению должны быть вовлечены все участники образовательных отношений. Систематическая работа при этом будет направлена на: развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном поведении; профилактику правонарушений среди несовершеннолетних и выполнение Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде; формирование у учащихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья; 24 формирование у учащихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения и во внеурочное время; формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни; Действенными формами работы в данном направлении воспитательной деятельности являются: программы и проекты, направленные на обеспечение безопасности учащихся (например, в рамках деятельности отряда юных инспекторов дорожного движения, проведение тематических классных часов, учений и игр по основам безопасности, оказания первой медицинской помощи); мероприятия и проекты, направленные на воспитание ответственного отношения к состоянию своего здоровья, на профилактику развития вредных привычек, различных форм асоциального поведения, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье человека (например, регулярное проведение профилактических мероприятий, лекций, встреч с медицинскими работниками, сотрудниками правоохранительных органов, детскими и подростковыми психологами, проведение дней здоровья, олимпиад и конкурсов); мероприятия и проекты, направленные на обеспечение условий для занятий физической культурой и спортом (например, работа школьных спортивных секций, проведение разнообразных спортивных мероприятий, состязаний, проведение школьных олимпийских игр, традиционных дней здоровья, конкурс ≪ Мама, папа , я – спортивная семья!≫ и др.); мероприятия и проекты, направленные на формирование здорового образа жизни и культуры здоровья (научно-исследовательская деятельность учащихся по теме здорового образа жизни, Дни здоровья ,фитнес-фестиваль ≪ Формула здоровья≫ , викторины, конкурсы между классами по данной тематике, месячник ≪Здоровье≫, дни единых действий, ярмарки и мероприятия на свежем воздухе, работа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и др.); организация горячего питания; реализация системы двигательной активности учащихся как компонента воспитательной работы школы, в т. ч. организация динамических пауз, как вовремя уроков, так и вне, подвижные игры на перемене в начальной школе, спортивный час в группе продленного дня, уроки физкультуры в количестве 3 часов в неделю в 1-11 классах; 4.10 Модуль « Моя Родина» Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, 25 осознание своего места в обществе. Деятельность в рамках воспитательной работы данного модуля направлена на: воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека; формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине; усвоение ценности и содержания таких понятий как ≪служение Отечеству≫, ≪правовая система и правовое государство≫, ≪гражданское общество≫, об этических категориях ≪свобода и ответственность≫, о мировоззренческих понятиях ≪честь≫, ≪совесть≫, ≪долг≫, ≪справедливость≫ ≪доверие≫ и др.; развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье; развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии; формирование у учащихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа, развитие мотивации к научно-исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения и противоречивые периоды в развитии российского государства; повышение уровня компетентности учащихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов, и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны; Действенными формами работы в данном направлении воспитательной деятельности являются: мероприятия и проекты, направленные на развитие межпоколенного диалога (например, поддержка ветеранов войны и труда, взаимодействие со старшими членами семьи в вопросах определения ценностей национальных и семейных традиций, профессиональной ориентации, культурно-эстетических взглядов, нравственных принципов: Например, проекты ≪Дорогие мои старики≫, ≪Они прославили наш город≫, акция ≪ Милосердие≫; проекты и отдельные мероприятия, направленные на исследование истории родного края, природного и культурного наследия страны и отдельного региона: исследовательская работа на уроках истории и обществознания, экскурсии в музеи; туристические поездки; экскурсии по родному краю; изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора, связанных с природой и использованием ее богатств; отдельные мероприятия и проекты, направленные на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны (ключевые дела школы, посвященные Дню Победы и дню защитника Отечества, митинги, посвященные памятны датам истории страны). В рамках данного модуля в МОУ «Средняя школа № 46» будет реализован цикл внеурочных занятий для обучающихся 1-2, 3-4, 8-9, 10-11 классов «Разговоры о важном». Цикл занятий включает в себя 1 час в неделю (34 часа в год). Ответственным за проведение внеурочного занятия является классный руководитель. 26 4.11 Модуль « РДШ» В сентябре 2018 года в нашей школе организована работа Общероссийской общественногосударственной детско-юношеской организации - Российского Движения Школьников (РДШ). Целью Российского движения школьников является совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей. РДШ объединяет в себе уже существующие детские движения в школе (юноармейское движение, ученическое самоуправление). Реализация цели РДШ предполагает решение ряда задач: формирование единого воспитательного пространства, обеспечивающего реализацию взаимодействия ученического самоуправления, партнеров РДШ для проектов деятельности участников первичного отделения РДШ. использование Дней единых действий РДШ как технологии, позволяющей организовать поддержку и реализацию 3 ведущих направлений деятельности РДШ с целью развития проектной деятельности. развитие системы методического сопровождения деятельности первичного отделения РДШ. формирование единой информационной среды в школе для развития и масштабирования инновационной, проектной, социально-преобразованной деятельности РДШ. В рамках реализации 4-х направлений РДШ (личностное развитие, гражданская активность, информационно-медийное, военно-патриотическое) наша школа принимает активное участие в Днях Единых Действий отделения РДШ: o День знаний, o День солидарности в борьбе с терроризмом, o Выборы в органы ученического самоуправления общеобразовательных организаций, o День учителя, o День Матери, o День Защитника Отечества, o Международный женский день, o Всемирный День театра, o Всемирный День здоровья, o День космонавтики, o День Победы, o День защиты детей. Участие в работе РДШ помогает ребятам стать полноценными членами общества, готовыми к самостоятельной жизни, к решению сложных социальных проблем и задач. 4.12. Модуль «Добровольчество и волонтерство» Основными задачами добровольческого (волонтерского) движения являются: 27 обеспечить популяризацию идей добровольчества (волонтерство) в школьной среде; развивать социальную систему, создавать оптимальные условия для распространения добровольческого (волонтерского) движения и участия учащихся в социальнозначимых акциях и проектах; участвовать в подготовке и проведении массовых социально-культурных, информационно-просветительских и спортивных мероприятий; наладить сотрудничество с социальными партнерами для совместной социальнозначимой деятельности; создавать и использовать межрегиональные связи с другими общественными (волонтерскими) организациями для совместной социально-значимой деятельности; воспитывать активную гражданскую позицию, формировать лидерские и нравственноэтические качества, чувства патриотизма. 4.13 Модуль « Подросток и закон» Целью профилактической работы школы является создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения. Основные задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: проводить работу по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, совершенных несовершеннолетними; обеспечивать защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, социально педагогическую реабилитацию обучающихся, находящихся в социально- опасном положении; выявлять и пресекать случаи вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Одними из приоритетных направлений работы в целях профилактики являются: обеспечение выполнения закона 120-ФЗ ≪Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних≫ в образовательном учреждении; организация деятельности по своевременному выявлению несовершеннолетних, с которыми необходима индивидуальная профилактическая работа в соответствии со ст. 5.6 вышеуказанного закона; организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков (с созданием программы лагеря дневного пребывания); работа по обеспечению полной занятости обучающихся во внеурочное время. В МОУ «Средняя школа № 46» разработана Концепция по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. В структуре Концепции обозначены три направления: организационно-методическое, диагностическое и профилактическое. В рамках диагностической работы осуществляется своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально - опасном положении, а также деятельность по их социально-педагогической реабилитации или предупреждению совершения ими правонарушений и общественно-опасных деяний. 28 Деятельность, направленная на выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально -опасном положении системна и последовательна. Поэтому данная работа проводится классными руководителями совместно с педагогомпсихологом и социальным педагогом. На начальном этапе классный руководитель осуществляет сбор информации об учащихся по показателям, проводит наблюдения. Именно первичная диагностика является необходимым инструментом для дальнейшей организации индивидуальной траектории школьника, где ведущая роль принадлежит классному руководителю. В отдельных случаях при необходимости к работе классного руководителя подключается педагог-психолог, который составляет психолого-педагогическую карту подростка. В пределах своих компетенций с выявленными учащимися и их родителями (законными представителями) проводятся индивидуальные беседы при администрации школы, оказывается социально-психологическая и педагогическая помощь несовершеннолетним и семьям, применяя определенные методы воспитательного воздействия. При этом, из категории учащихся, которые систематически нарушают правопорядок как в школе, так и вне её, а также по информации, полученной из отделов полиции, формируются списки для представления на Совет профилактики. Таким образом, система работы классного руководителя с учащимися, находящимися на ИПР включает следующие этапы работы: первый этап - диагностика совместно с психологом школы; второй этап - выбор методов и приемов коррекционной работы; третий этап - проектирование работы с учетом личностных качеств школьника; четвертый этап- индивидуальная профилактическая работа; пятый этап -корректирование, оценка результатов. Также классными руководителями и социально - психологической службой школы используются различные формы и методы индивидуальной профилактической работы с учащимися: изучение особенностей личности подростков, занятия с психологом по коррекции их поведения; посещения на дому с целью контроля над подростками, их занятостью в свободное от занятий время (по запросу и сложившейся ситуации); посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям; психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей-предметников с целью выработки подходов к воспитанию и обучению подростков; индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками; вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность через реализацию воспитательно-образовательных программ и проектов; вовлечение учащихся в систему объединений дополнительного образования с целью организации занятости в свободное время. Как указывалось выше, одно из значимых звеньев в данной работе – Совет профилактики школы, в который входят представители администрации образовательной организации, сотрудники ПДН, классные руководители, социальный педагог, педагогпсихолог. Совет по профилактике осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Совете по профилактике. 29 Целью работы данного профилактического органа является оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные ситуации. Задачи работы: профилактика безнадзорности правонарушений среди учащихся в школе; обеспечение механизма взаимодействия школы с правоохранительными органами, представителями лечебно-профилактических, образовательных учреждений, муниципальных центров и других организаций по вопросам профилактики безнадзорности правонарушений, защиты прав детей; оказание помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания детей. Межведомственное взаимодействие между школой и органами профилактики является одним из наиболее значимых условий эффективности индивидуальной коррекционной работы, социальной, психологической и педагогической поддержки, т.к. осуществляется комплекс мероприятий, направленных на правовое просвещение учащихся, проведении программных мероприятий по нравственному воспитанию, объединении усилий всех организаций, учреждений и служб, заинтересованных в решении проблемы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 4.14 Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) к тематическим праздникам, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия; размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.); озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха; 30 создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие дети, родители и педагоги могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать с них для чтения любые другие; благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми; событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.); совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий; тематическое оформление рекреаций в рамках проведения предметных недель; 4.15 Модуль «Экология и мы» В данном модуле представлена работа образовательной организации по экологическому воспитанию. Чаще всего под ≪экологическим воспитанием≫ понимают воспитание любви к природе, однако, воспитательная работа в школе была построена так, что основными компонентами экологической культуры личности должны были стать экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. Основная цель экологического воспитания – формирование экологически культурной личности, которая должна не только на уроках экологии, но и во внеурочное время приобретать экологические знания по основным разделам как экологии в целом, так и экологии родного края (знать природу своего родного края, местные природные условия; реки и водоемы, ландшафты, типичные растения и животные, птицы, рыбы, климат; охраняемые природные объекты). Задачи школы по экологическому воспитанию: формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты; формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде; формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся в процессах, направленных на сохранение окружающей среды. 31 Действенными формами работы в данном направлении воспитательной деятельности являются: мероприятия и проекты и проекты, направленные на формирование экологической культуры обучающихся (например, в рамках уроков окружающего мира, биологии); формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни для учащихся начальных классов, участие в экологических акциях и др., исследовательские работы по экологии, выставки творческих работ по данной тематике); программы и проекты, направленные на формирование благоприятной и безопасной среды обитания в рамках города, двора, школы (≪Чистый город – мой город!≫, ≪ Мусору – вторая жизнь!≫, викторины, выставки рисунков, экологические субботники, походы, экскурсии на природу). 32 33