Принят на заседании Педагогического совета МОУ «Средняя школа № 46» «23» мая 2024 г. Протокол № 12 Утвержден приказом директора МОУ «Средняя школа № 46» _______________ А.В. Кормакова от «23» мая 2024 г. № 267 УЧЕБНЫЙ ПЛАН адаптированной образовательной программы основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Петрозаводского городского округа "Средняя общеобразовательная школа № 46" на 2024-2025 учебный год (5-9 классы) Пояснительная записка Учебный план составлен для 5-9-х классов в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (в ред. от 31 декабря 2015 года № 1577); порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года № 115; методическими рекомендациями «О преподавании учебных предметов регионального содержания в общеобразовательных организациях Республики Карелия в 2024/2025 учебном году», адаптированной образовательной программой основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи МОУ «Средняя школа № 46»; Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 46», утвержденного Постановлением Главы Петрозаводского городского округа от 03.06.2015 № 2760), Лицензии серия 10Л01 № 0006996 от 13.02.2015 г., рег. № 2425, выданной Министерством образования Республики Карелия, с учетом Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020№ 28 (далее - СП 2.4.3648-20), а также санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685- 21. Учебный план фиксирует максимальный объем аудиторной нагрузки учащихся, состав и структуру предметных областей; определяет перечень учебных предметов, курсов, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам (годам обучения) и учебным предметам, определяет форму промежуточной аттестации учащихся. Учебный план устанавливает 5-летний нормативный срок освоения образовательной программы основного общего образования. Учебный план рассчитан на 5-дневную учебную неделю в 5-9 классах. Продолжительность учебного года в 5-9 классах - 34 учебные недели (не включая период государственной итоговой аттестации). Продолжительность каникул 30 календарных дней в течение учебного года. Продолжительность урока - 40 минут. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации. Время, отводимое на данную часть учебного плана, используется на: увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные; другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся. Учебный план наряду с общеобразовательной подготовкой обучающихся обеспечивает коррекцию речевых нарушений и обусловленных ими отклонений в психическом развитии обучающегося, способствует первоначальному становлению его личности, выявлению и целостному развитию его способностей. На ступени основного общего образования решаются коррекционные задачи и закладывается фундамент общеобразовательной подготовки, достаточной для продолжения образования, совершенствуются навыки полноценного общения, обеспечивается дальнейшее развитие личности обучающегося, глубокое освоение основ наук и формирование научного мировоззрения. Структура учебного плана полностью соответствует целям и задачам специального (коррекционного) образования для детей с тяжелыми нарушениями речи: дать общеобразовательную подготовку в полном объеме и в процессе обучения обеспечить коррекцию недостатков речевой деятельности обучающегося через организацию речевого режима и специальных коррекционных классных и индивидуальных логопедических занятий. Таким образом распределение часов части, формируемой участниками образовательных отношений, по согласованию с учащимися и их родителями (законными представителями) осуществляется следующим образом: - учащиеся 5-9 классов изучают предмет «Развитие речи» в объеме 2 часа в неделю (68 часов в год) в 5 и 6 классах и 1 час в неделю (34 часов в год) в 7-9 классах; - учащиеся 5-8 классов дополнительно изучают предмет «Литература» в объеме 1 час в неделю (34 часа в год) и «Русский язык» в 8-9 классах - 1 час в неделю (34 часа в год); для учащихся 5-х классов организован учебный курс, который обеспечивает дополнительную подготовку по иностранному языку: «Английский язык» - 2 часа в неделю (68 часов в год). для учащихся 6-х и 7-х классов организован учебный курс, который обеспечивает дополнительную подготовку по физической культуре: «Игровые виды спорта» - 1 час в неделю (34 часа в год). Индивидуальные логопедические занятия проводятся вне сетки уроков с целью преодоления трудностей, препятствующих усвоению материала на уроках. На индивидуальных логопедических занятиях помимо коррекции ведущего дефекта в случае необходимости проводится работа по коррекции звукопроизношения, развитию фонематического слуха. Индивидуальные занятия могут проводиться с одним обучающимся на протяжении 10-15 минут, с группой (2-5 человек) – 30-40 минут. Суммарная нагрузка на одного обучающегося в неделю не должна превышать 1 часа. Промежуточная аттестация учащихся организуется в конце учебного года. Сроки проведения промежуточной аттестации определены в календарном учебном графике на 2024-2025 учебный год. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме итоговых контрольных работ и /или всероссийских проверочных работ, тестов, зачетов по предметам: Русский язык, Литература, Математика, Алгебра, Геометрия, Информатика, Английский язык, История России. Всеобщая история, Обществознание, География, Биология. Учебный план обеспечен необходимыми кадрами, учебно-методическими комплектами и материально-техническими условиями для его реализации. Он соответствует целям и задачам образовательной деятельности школы, является основой для составления индивидуальных учебных планов учащихся. Недельная нагрузка на каждого обучающегося не превышает предельно допустимую. УЧЕБНЫЙ ПЛАН адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Петрозаводского городского округа "Средняя общеобразовательная школа № 46" на 2024-2025 учебный год Учебные Предметные области предметы Классы/кол-во учебных часов в неделю, в год Классы Обязательная часть Русский язык Русский язык и Развитие речи литература Литература Иностранный язык Иностранные языки (английский) Математика Алгебра Математика Геометрия и информатика Вероятность и статистика Информатика История России. Всеобщая история Общественно-научные История предметы Обществознание География Естественно-научные Физика предметы Химия 5л (ФГОС -2021) 6л (ФГОС2021) 7е (ФГОС – 2021) 8е (ФГОС2021) 9е (по старому плану идут) 5/170 2/68 3/102 6/204 2/68 3/102 4/136 1/34 2/68 3/102 1/34 2/68 3/102 1/34 3/102 21/714 7/238 13/442 2/68 2/68 2/68 2/68 8/272 5/170 2/68 1/34 3/102 2/68 1/34 1/34 3/102 2/68 1/34 1/34 3/102 2/68 1/34 1/34 10/340 9/306 6/204 3/102 3/102 2/68 1/34 2/68 2/68 2/68 1/34 2/68 2/68 2/68 2/68 1/34 2/68 2/68 2/68 10/340 4/136 8/272 6/204 4/136 5/170 2/68 1/34 1/34 Всего Биология Изобразительное искусство Искусство Музыка Основы духовноОсновы духовнонравственной культуры нравственной культуры народов России народов России Технология Адаптивная физическая культура Технология Адаптивная физическая культура Основы безопасности и Основы безопасности и защиты Родины защиты Родины ИТОГО: Часть, формируемая участниками образовательного процесса Физическая культура Игровые виды спорта Основы безопасности и защиты Родины Иностранный язык 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 3/102 1/34 1/34 1/34 3/102 2/68 2/68 1/34 1/34 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 Английский язык Предельно-допустимая нагрузка при 5-дневной учебной неделе Коррекционноразвивающие курсы по «Программе коррекционной работы АООП ООО»: Индивидуальные и групповые логопедические занятия Другие коррекционноразвивающие курсы и занятия Занятия по другим 2/68 7/238 1/34 6/204 2/68 1/34 27/918 29/986 29/986 1/34 1/34 30/1020 Основы безопасности и защиты Родины ИТОГО: Внеурочная деятельность: коррекционноразвивающие курсы по «Программе коррекционной работы»; занятия по различным направлениям внеурочной деятельности (включая коррекционноразвивающие курсы) 1/34 10/340 1/34 29/986 1/34 144/4896 2/68 1/34 2/68 2/68 29 30 29/986 30/1020 30/1020 30/1020 30/1020 149/5066 10/340 10/340 10/340 10/340 10/340 50/1700 5/170 5/170 5/170 5/170 5/170 25/850 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 10/340 3/102 3/102 3/102 3/102 3/102 15/510 5/170 5/170 5/170 5/170 5/170 25/850 30 30 30 5/170 направлениям внеурочной деятельности («Разговоры о важном», «Россия – мои горизонты»)